Меню
Бесплатно
Главная  /  Поделки  /  Виды темперамента, отличия от характера. Связь характера с темпераментом и их отличия Чем отличается темперамент от характера человека

Виды темперамента, отличия от характера. Связь характера с темпераментом и их отличия Чем отличается темперамент от характера человека

ВВЕДЕНИЕ

Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.
Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.
Характер же - это каркас личности, в который входят только в наибольшей меревыраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера - это черты личности, но не все черты личности - черты характера.
Тема работы представляется мне актуальной, так как темперамент и характер являются неотъемлемой частью человеческой сущности, изучение которой представляет собой одну из главных задач человечества в области познания собственного бытия.
Целью работы является изучить особенности темпераметра и показать его отличия от характера. Исходя из поставленной цели, можно определить основные задачи работы: рассмотрение понятия темперамента, его особенностей, и показать его отличия от характера.

1. Общие понятия о темпераменте
1.1 Основные типы темперамента и их психологическая характеристика

Темперамент - врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний. Является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.
Темперамент человека отражается:
a) на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорость воспроизведения, устойчивость внимания и скорость его переключения, подвижности мыслительных процессов).
b) интенсивности реагирования на эмоциогенные раздражители (впечатлительности, силе эмоциональных переживаний, скорости смены эмоциональных состояний);
c) скорости и силе моторных реакций, процессов (походке, мимике, пантомимике, жестах, речи);
d) избирательности психической деятельности и поведения (на стремлении к общению, к шумным компаниям или на склонности к уединению, на замкнутости).
Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей и свести их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Обобщенные портреты, построенные на сходстве поведения, способах выражения чувств, с глубокой древности называли типами темперамента. Наиболее ранняя из известных типологий была предложена еще врачом К. Галленом (11 в. до н. э). Большой вклад в типологию темпераментов и составление их психологических портретов внесли Гиппократ и Кант. С тех пор темперамент привлекает внимание ученых.
Тип темперамента - врожденное свойство, но оно может несколько меняться под влиянием условий жизни или изменений, происходящих в организме.
Психологический портрет типов темпераментов впервые составил
И. Кант. Дальнейшие исследования уточнили эти портреты.
Портрет сангвиника: высокая активность, богатая мимика, выразительные жесты. Живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события, быстро ориентирующийся в незнакомой обстановке, хорошо адаптируется, инициативен, сравнительно легко переживает неудачи, неприятности. Сангвиник очень продуктивен, если деятельность его интересует. Если он безразлично относится к предмету или деятельности, то он становится вялым, скучным. Он склонен скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений. "Доверяй, но проверяй", - принцип подхода к сангвинику, ибо в решениях ему не хватает продуманности, в интересах - постоянства, в поступках - настойчивости.
Портрет флегматика. У него относительно низкая нервно-психическая активность, ровная мимика, речь. Флегматик невозмутим, спокоен даже в сложнейших ситуациях, настроение ровное. Уравновешен и спокоен в делах и поступках, тщательно планирует деятельность, стремится к системе, основателен. В меру общителен. Вместе с тем, инертен, медленно переключается с одной работы на другую. "Не торопи", - таким должен быть подход к флегматику.
Портрет меланхолика. Низкий уровень активности, приглушенная мимика, речь, быстро утомляется. Он легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирует на них. Ему свойственны астенические, легко возникающие переживания, повышенная впечатлительность, застенчивость. По-настоящему хорошо чувствует себя в привычной обстановке, в которой способен проявлять настойчивость, упорство, быть активным. С новыми людьми испытывает чувство неловкости, не уверен в себе, тревожен. При этом это тонко чувствующий, осмотрительный человек и преданный друг. "Не навреди", - принцип подхода к меланхолику.
Портрет холерика. Высокий уровень нервно-психической активности, движения резкие, стремительные, импульсивные. Холерик, находясь под влиянием страсти, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость. Сила его чувств - гордость, честолюбие, мстительность - не знают пределов, если он находится под влиянием страсти. Размышляет мало, действует быстро, порывисто. Склонен к резким сменам настроения, зачастую неуживчив, прямолинеен, плохо сдерживает себя. Увлекшись каким-то делом, холерик расточительно расходует свои силы и истощается больше, чем следует. "Ни минуты покоя", - таков принцип подхода к холерику.
Каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Так, при хорошем воспитании и самоконтроле сангвинику свойственны отзывчивость, флегматику - выдержка и самообладание, холерику - активность, страстность в работе, меланхолику - впечатлительность. Недостатками темперамента являются: у сангвиника - поверхностность, разбросанность; у флегматика - безразличие к другим, "сухость"; у меланхолика - замкнутость, застенчивость; у холерика - импульсивность.
Следует иметь в виду, что в жизни отчетливо выраженные типы темперамента встречаются не так часто, обычно человеку свойственна та или иная их комбинация. Проявление темпераментов отчетливее выражено у молодых людей, с возрастом оно становится менее ярким, приглушенным, так как поведение человека все больше регулируется чертами характера.

2. Сущность и понятия «характер»

В буквальном переводе с греческого - характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в егопоступках.
В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу.
В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности.
В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость).
Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т.е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость).
Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность-наглость). Четвертая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость).
Возможна и другая классификация черт характера, например:
1)свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность или альтернативные им черты);
2)свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность, а также противоположные им качества);
3)свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность).
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают в наибольшей мересложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают в наибольшей мерепростые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при всём этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

3. Критерии отличия темперамента от характера

Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне личности.
Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Рубинштейн полагал, что темперамент является ядром характера, его неизменяемой частью. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как природная предпосылка, либо как динамическая основа характера (Выготский, Ананьев). По мнению Павлова характер и темперамент соотносятся меж собой как фенотип и генотип.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека.
То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека.а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

В перечне наиболее значимых свойств, которыми обладает личность, одну из первых позиций занимает темперамент. Интерес к этому понятию возник давно, еще 2,5 тысячи лет назад. В те далекие времена были осознаны определенные различия между людьми. Очевидным фактом считались существовавшие индивидуальные особенности физиологического и биологического строения человека, а также его социального развития. Все эти факторы подверглись тщательному изучению.

Понятие темперамента

Все люди обладают определенными особенностями поведения. Одни из них подвижны, эмоциональны и энергичны, вторые невозмутимы, медлительны и спокойны, третьи скрытны, печальны и замкнуты.

Темперамент относится к категории биологических и является свойством человека, характеризующим глубину и силу его чувств, общей подвижности и быстроты движений. Именно эти основные черты и придают особую окраску всей деятельности людей.

Индивидуальные особенности темперамента определяют динамику поведения и психической деятельности человека. Они характеризуют скорость и интенсивность реагирования, степень эмоциональной уравновешенности и возбудимости, а также способность приспосабливаться к окружающей среде.

Составляющие

Темперамент обладает двумя компонентами. Один из них - активность, а второй - эмоциональность. Первый элемент является характеристикой степени энергичности, быстроты и стремительности или, напротив, инертности и медлительности.

Что касается эмоциональности, то это немаловажная характеристика темперамента, связанная с впечатлительностью человека и его импульсивностью.

Виды темперамента

Еще древнегреческим врачом Гиппократом была предложена собственная концепция в изучении индивидуальных особенностей человека. В своих учениях великий лекарь разъяснял, что темперамент находится в прямой зависимости от смеси четырех жидкостей организма - крови, красно-желтой желчи, слизи и черной желчи. Преобладание того или иного компонента и лежит в основе сангвинического или холерического, меланхолического или флегматического

Следует подчеркнуть тот факт, что нет плохих или хороших темпераментов. Каждый из них обладает своими как положительными, так и отрицательными сторонами. При общении с человеком не следует стремиться изменить его особенности поведения, ведь они являются врожденными. Нужно разумно использовать все достоинства темперамента и нивелировать его отрицательные грани.

Характеристика видов темперамента

Основные типы индивидуальных особенностей поведения личности имеют между собой различия по интенсивности и динамике его возникновения. Так, холерический тип характеризуется сильными и быстро возникающими чувствами. У сангвиника чувства слабые. Хотя возникают они так же стремительно. Меланхолический отличается сильными чувствами, появляющимися в течение длительного периода. У флегматиков все психоэмоциональные процессы проходят весьма медленно. Возникающие при этом чувства очень слабы.

Натура темпераментная - это холерики и сангвиники. Такие люди быстры в движениях и подвижны. У них имеется тенденция к внешним сильным выражениям чувств. Это находит отражение в мимике, речи, движениях и т. д. Характеристика типов темперамента свидетельствует о том, что флегматики и меланхолики, наоборот, свои чувства выражают слабо. При этом у них наблюдается медлительность движений.

Система доминирующих инстинктов

Существует и несколько иная классификация Она определяется доминирующими инстинктами и представлена семью различными видами. Первый из них - эгофильный. Такие люди с самого раннего детства отличаются повышенной осторожностью. Для них характерна нетерпимость к боли, склонность к страхам и консерватизму, мнительность, недоверчивость и подозрительность.

Следующий тип темперамента - генофильный. У людей, обладающих им, «Я» заменено понятием «Мы». Такой тип личности очень отзывчив и тонко улавливает возникающие проблемы близких. Если обстоятельства неблагоприятны, то происходит формирование тревожной личности, которая сфокусирована на заботах о семье и детях.

Альтруистический тип личности с детства характеризуется щедростью, добротой и эмпатичностью. Такие люди, понимая состояние окружающих, готовы отдать им последнее. Альтруист не сможет ударить человека даже в ответ.

При исследовательском типе темперамента отмечается особая любознательность уже с раннего детства. Такой человек стремится всегда добраться до самой сути вопроса.
Доминантный тип темперамента обусловлен стремлением к лидерству. При этом проявляется умение ставить цель и организовать, а также проявить волю при решении любой проблемы. Эти люди отличаются логическим мышлением и мужеством, способностью выделить главное и ответственностью.

Особенности темперамента либертофильного типа проявляются еще с колыбели. Дитя уже тогда протестует против пеленок и долгого лежания в кроватке. С годами вместе с ним растет склонность к нетерпению любого ограничения свободы. Люди с таким темпераментом отрицают авторитеты, они проявляют терпимость к лишениям и боли. Такие личности стремятся к самостоятельности. Для них характерна частая перемена мест работы, нетерпимость к рутине. Им не составляет особого труда сменить свой образ жизни.

Темперамента лигнитофильного типа кроется в нетерпимости к любому роду унижений. С раннего возраста эти люди способны уловить насмешку и иронию в свой адрес. Договориться с такими детьми можно только при помощи ласки.

Психодиагностика

Относительно индивидуальных особенностей того или иного характера выводы можно делать только после того как будет проведен тест. Темперамент, который выявит любая психодиагностика, тем не менее, нельзя считать на сто процентов присущим конкретной личности. Дело в том, что каждый из нас завтра может стать чуточку другим.

Тесты для определения различных используются с давних времен. С их помощью можно выявить не только умственные способности, но и профессиональную пригодность работника, а также его искренность и т.д.
Однако ошибочно полагать, что проведение теста на темперамент позволит распределить людей по основным его видам. Только немногие являются безоговорочными представителями того или иного типа поведения. Психологическая характеристика темперамента выявляет в большинстве случаев сочетание одного вида с чертами другого.

Основа характера

Темперамент и личность тесно взаимосвязаны между собой. Особенности поведения человека определяют ряд его индивидуальных свойств. Прежде всего, к ним можно отнести характер.

В том случае, когда мы говорим, что личность темпераментная, это означает, что речь идет о человеке эмоциональном, впечатлительном, тревожном и импульсивном. Это такая натура, на характер которой оказывают существенное воздействие различные стимулы.

Если личность темпераментная, это означает большее воздействие на нее тех стимулов, которые особо не затрагивают человека менее впечатлительного. Индивидуальные особенности поведения каждого из нас напрямую зависят от эмоциональности. Если натура темпераментная, это означает, что она придает большое значение тем событиям, которые происходят вокруг нее. При этом велика глубина и скорость эмоциональных реакций.

Темпераментный человек обладает намного более сильными телесными реакциями. При этом они тесно связаны с эмоциями. Такой индивид спокойным не бывает. Он находится в постоянном плену каких-либо эмоций или, наоборот, подавлен.
Темпераментный характер весьма импульсивен. Это проявляется в несдержанности реакций, их спонтанности. При этом действия в любой сложившейся ситуации производятся человеком до того как он их успевает обдумать и принять верное решение.

Темпераментная женщина или темпераментный мужчина прежде всего реагируют. Только после этого они обдумывают правильность своих действий, нередко сожалея о преждевременных и неверных поступках или высказываниях. Темпераментная личность отличается тревожностью. У нее часто возникают страхи и опасения, а также боязнь чего-либо. Все эти эмоциональные переживания связаны напрямую с возникающим беспокойством. Такому человеку кажется, что окружающая действительность во многих своих проявлениях несет прямую угрозу его собственному «Я». Темпераментная личность такого типа боится телефонных звонков и незнакомых людей, экзаменов и публичных выступлений, официальных учреждений и т. д.

Истоки темперамента

Индивидуальные особенности поведения человека зависят и от тех условий, в которых произошло формирование его личности. В конечном итоге на темперамент оказывают влияние воспитание и обучение, традиции общества и его культура, обычаи этнических групп и многое другое.

Влияние на личностные способности

От темперамента в некоторой степени зависит и возможность получения некоторых навыков. Особенно это касается развития способности выполнять точные и сложные движения, обладающие неравномерным темпом и непростой траекторией. Быстрота реакции и скорость возбудимости важны для повышенной работоспособности и концентрации внимания в течение длительного времени.

Отличие темперамента от характера

Особенности поведения человека вовсе не характеризуют содержательные грани личности. Они не имеют отношения к убеждениям и взглядам, мировоззрениям и интересам, не определяют предел достижений. Темперамент относится только к динамической стороне деятельности. Но в то же время по поведению человека можно судить о его характере, качественных особенностях личности.

Типы характера

Наиболее известна теория характера, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

астеники (от греч. ?уиенЭт - слабый) - люди худые, с удлинённым лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики - люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.

атлетики (от греч. ?илзфйкьт - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики - люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.

пикники (от греч. рхкньт - плотный, толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тип характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

темперамент характер флегматик сангвиник

Связь характера с темпераментом и их отличия

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь .

От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.

Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.

В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.

Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Отличие характера от темперамента:

1) характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает биологически (при рождении);

2) темперамент отличается стабильностью, характер же постоянно меняется;

3) характер зависит от мотивов и воли, а темперамент от них не зависит.

Заключение

В заключение своей работы могу сделать следующие выводы.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.

Темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности - постепенно ткут узоры. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

Таким образом, необходимо знать тип своего темперамента, чтобы уметь правильно воспользоваться его преимуществами и преодолеть недостатки.

Темперамент - это совокупность особенностей личности, индивидуальных особенностей личности, определяемых способом, силой, ритмом, скоростью и характером протекания психических процессов и состояний. В то время как различия в темпераменте не имеют этического значения, различия в характере образуют реальную проблему этики; они свидетельствуют об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Чтобы избежать путаницы, распространенной при употреблении терминов «темперамент» и «характер», мы начнем с краткого рассмотрения темперамента.

Темперамент - это аспект человеческого характера, склонность к специфическим реакциям и настроениям. Принято считать, что темперамент человека в значительной мере имеет генетическую природу, что новорожденные младенцы от нескольких матерей по-разному реагируют на одинаковые стимулы.

Гиппократ выделил четыре темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Сангвинический и холерический темпераменты - это виды реакций, характеризующиеся легкой возбудимостью и быстрой сменой интереса; интересы слабы у первого и сильны у второго. Флегматический и меланхолический темпераменты, напротив, характеризуются стойкой, но низкой возбудимостью интереса; у флегматиков интересы слабы, а у меланхоликов сильны. По мнению Гиппократа, эти различные виды реакций были связаны с различными соматическими источниками. (Интересно отметить, что в обычном употреблении упоминаются только негативные стороны этих темпераментов. Холерический ныне означает легко гневающийся; меланхолический - подавленный; сангвинический - сверхоптимистичный; флегматический - слишком медлительный.)

Эти категории темпераментов употреблялись большинством ученых, изучающих темперамент, вплоть до времени Вундта. Наиболее современные концепции типов темпераментов - это концепции Юнга, Кречмера и Шелдона.

Характер

В течение первых двух десятилетий жизни у человека складывается характер. У него формируется определенный тип мышления, чувствования и поведения. Но тут обнаруживается, что основные черты имеют своим истоком раннее детство. Именно тогда закладывается определенная структура эмоциональных реакций индивида. Он воспринимает реальность по неким шаблонам. Его поведение в известной степени предсказуемо. Каков характер, таковы и поступки.

Однако само понятие характера в психоанализе отличается от бытового употребления этого слова. В повседневности мы относим к характеру некие свойства человека, которые выражают его личность. Он капризный или целеустремленный, щедрый или скупой, компанейский или замкнутый. В психоанализе специалисты фиксируют постоянные, стойкие формы реагирования. Можно сказать примерно так: в психике каждого человека есть зона спонтанности. В этой сфере он непредсказуем, стихиен, демонстрирует живую, непосредственную экспрессию. Чем обширнее область спонтанности, тем лучше.

Но, к сожалению, зона спонтанности ограничена. За ней проступает жесткий каркас, называемый характером. Это более масштабное образование, нежели защитные механизмы. В него включа¬ются положительные организующие функции сознания и личности. Относительное постоянство характера обусловлено тремя факторами: унаследованной составляющей "Я", природой инстинктов, против которой направлены защитные механизмы, но главным образом основывается на особой установке личности, которая возникает под давлением внешнего мира.

Как складывается характер?

Фрейд считал, что сексуальность оказывает столь сильное воздействие на психическую жизнь, что через нее можно истолковать такие человеческие качества, как, например, жадность, скупость, строптивость, художественные стремления, иррациональную враждебность и страхи. Однако между сексуальным влечением и чертой характера обнаруживаются непростые, а опосредованные связи. Например, Фрейд описал особенности истерического, мазохистского характера.

Но настоящим открывателем типологии характеров стал ученик и последователь Фрейда Вильгельм Райх (1897-1957). Он ввел в психоанализ новое слово "характероанализ". Так он обозначил метод лечения сексуальных неврозов, который во многом отличался от метода Фрейда. До Райха в основном изучались проблемы различных патологических невротических симптомов, исследовались болезненные состояния психики человека. Разумеется, сложились первые попытки своеобразной типологии характеров.

Становление характера со временем обусловлено, конечно, и тем, каким он был раньше. Даже при самых крутых изменениях в жизни характер обычно все же сохраняет известное единство в основных наиболее общих его чертах. Но характер не является фатально предопределенным, хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, но сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя.

Введение

1. Понятие темперамента

2. Типы темпераментов

4. Типы характера

Заключение

Литература

Введение

Психика каждого человека уникальна. Неповторимость ее связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия).

К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также возрастные и половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которую преломляются внешние воздействия. Важнейшим компонентом внутренних условий являются свойства нервной системы. Тип нервной системы обуславливает в свою очередь темперамент человека. Но не во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает значительное влияние, как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления его личностью.

В повседневной жизни, когда мы стремимся подчеркнуть своеобразие и уникальность человека, то говорим не только о его темпераменте, но и об индивидуальном складе характера. Понятие "характер" используется весьма широко, для обозначения специфического не только в человеке, но и в каком-либо явлении или процессе. В психологии оно конкретизируется: под "характером" подразумевается определенная психическая подструктура или психическое свойство личности.

Цель реферата - углубление знаний о темпераменте и характере человека, рассмотрение типов и свойств темперамента и их влияния на характер человека, формулирование выводов на основании проведенной работы.

1. Понятие темперамента

Сегодня существует множество подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента : "Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их-с другой" (Теплов Б. М., 1985). Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций.

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. К свойствам темперамента относятся:

) индивидуальный темп и ритм процессов психических;

) степень волевого усилия.

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. (Психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского)

2. Типы темпераментов

До настоящего времени основными типами темперамента считаются те же четыре, которые были выделены античной наукой: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Представление о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей.

Рассмотрим характерных представителей основных типов темперамента на примере учеников шестых классов, возраст 12-13 лет (описания первых трех - из работы B.C. Мерлина и Б.А. Вяткина).

Сангвиник (Сережа) - очень живой, непоседливый подросток. В классе ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается. Возбуждено рассказывает о просмотренном фильме, прочитанной книге. На уроках живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем его интересы и увлечения очень непостоянны и неустойчивы. Увлекшись новым делом, мальчик легко охладевает к нему. У него живое, подвижное, выразительное лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или к человеку. На интересных для него уроках он проявляет большую работоспособность. На "неинтересных" же уроках почти не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Чувства и настроения его очень изменчивы. Получив "двойку", он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать: у опытного учителя он прекрасно сидит на уроках и никогда не мешает работе класса. Быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям. В данной школе он учится первый год, а между тем уже привык к новым учителям, сошелся с ребятами, подружился со многими, вошел в актив класса.

Холерик (Саша) - выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать, не подумав, и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же сосредоточенно выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Говорит громко, быстро. Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. В выполнении общественных поручений, а также в спортивных занятиях проявляет активность и упорство. Его интересы довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает.

Меланхолик (Коля) - спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, он обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и в этот день на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем чувства у него пробуждаются медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит, молча, с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает "оттаивать" - улыбаться, смеяться, вступать в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан в выражении чувств. Получив "двойку", нисколько не изменившись в лице, идет на место и садится, но дома, по словам родителей, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу. Отвечает на уроке неуверенно, запинаясь, даже если тщательно подготовился к уроку, свои способности и знания оценивает низко, тогда как в действительности он несколько выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности, он теряется и не доводит работу до конца.

Флегматик (Виктор) - нетороплив и спокоен. Он отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости, как бы хорошо ни знал материал. Для него характерна неутомимость: он не избегает дополнительной умственной нагрузки и, сколь бы долго ни занимался, его не удается видеть усталым. Он тянется к логически развернутым, пространным высказываниям: произносит слова ровным голосом, не боясь сбиться, как бы уже в самом начале длинного построения зная, когда и каким образом будет закончена начатая мысль. Внешне он не возбуждается и ничему не удивляется на уроке, что бы ни происходило в классе. Он участвует в спортивных соревнованиях (гимнастика), не обнаруживая, в отличие от большинства участников, какого-либо азарта или волнений. Он не бывает ни суматошным, ни веселящимся, ни расстроенным .

В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия (эти понятия были введены в психологию швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в первой четверти нашего века).

Они определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия), или же от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

Рис. 1. Типы темпераментов

Рис. 2. Ваш тип темперамента

Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом. Если взять, например, крупнейших русских писателей, то у А.С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А.И. Герцена - сангвинического, у И.В. Гоголя и В.А. Жуковского - меланхолического, у И.А. Крылова и И.А. Гончарова - флегматического.

3. Понятие характера и его черт

Характер (от греч. character - черта, признак, примета, особенность) - это стрежневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях, его привычные способы реагирования, специфические особенности отношений с окружающим миром.

Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека. По мнению Б.Г. Ананьева, характер "выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий".

С одной стороны, в каждом конкретном случае налицо неповторимость индивидуального опыта человека, его жизненного пути, психологической судьбы, и все это запечатлено в человеческом характере.

С другой стороны, имеют место типичные обстоятельства жизни, общие для многих, в которых проявляется конкретный человеческий характер, что позволяет говорить об общественных предпосылках его формирования.

В становлении характера человека ведущую роль играют формы его социальных (межличностных) взаимоотношений. Характер является результатом взаимодействия наследственных задатков и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности, ее социализации, обучения и воспитания.

Характер может маскироваться посредством освоенных человеком способов социально ожидаемого или ролевого поведения. Однако в экстремальных или эмоционально напряженных ситуациях его наиболее существенные черты проявляются даже вопреки обстоятельствам.

Под чертой характера понимают ту или иную особенность личности человека, которая систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которой можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Б.М. Теплов предложил черты характера делить на несколько групп в соответствии с системой отношений человека к действительности :

по отношению к другим людям - общительность (коммуникабельность) или замкнутость, тактичность или грубость, искренность или лживость и пр.;

по отношению к деятельности (труду) - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;

по отношению к объектам и к собственности - аккуратность или небрежность, бережливость или расточительность, щедрость или скупость и прочее;

по отношению к самому себе - самоуверенность или самокритичность, скромность или заносчивость, чувство собственного достоинства, обидчивость, эгоцентризм и т.д.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться "белой вороной), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности ("беликовское" - по А.П. Чехову - "как бы чего не вышло) и т.д.

Разумеется, не всякий человек, у которого в характере доминирует трусость, продемонстрирует структуру характера, подобную охарактеризованной выше, включая все перечисленные черты. В разных жизненных обстоятельствах она может быть существенно преобразована и даже может включить качества, казалось бы, противоположного доминирующему (к примеру, трус может быть наглым). Однако общая тенденция к проявлению именно такого комплекса качеств характера для трусливого человека будет преобладать.

Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характера выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.

4. Типы характера

Наиболее известна теория характера, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

астеники (от греч. σθενές - слабый) - люди худые, с удлинённым лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики - люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.

атлетики (от греч. θλητικός - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики - люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.

пикники (от греч. πυκνός - плотный, толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тип характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

темперамент характер флегматик сангвиник

5. Связь характера с темпераментом и их отличия

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь .

Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.

В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.

Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Отличие характера от темперамента:

1) характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает биологически (при рождении);

) темперамент отличается стабильностью, характер же постоянно меняется;

) характер зависит от мотивов и воли, а темперамент от них не зависит.

Заключение

В заключение своей работы могу сделать следующие выводы.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.

Темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности - постепенно ткут узоры. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

Таким образом, необходимо знать тип своего темперамента, чтобы уметь правильно воспользоваться его преимуществами и преодолеть недостатки.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера, Л., 1989.

Введение в психологию: [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений/ А.В. Брушлинский и др.; Под общ. ред. А.В. Петровского]. - М.: Академия, 1995. - 493 с.

Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. - 2001. - № 3: Том 22. - С.68-85

Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: 2008 - 583 с.

Теплов Б.М. "Проблемы индивидуальных различий" - СПб, 1992 г.