Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Сесиль лупан методика раннего развития. Основные принципы методики С.Лупан

Сесиль лупан методика раннего развития. Основные принципы методики С.Лупан

Сесиль Лупан - автор книги "Поверь в свое дитя" . Основная идея, которую предлагает нам автор, заключается в том, что дети требуют не внимания - опеки, а внимания - интереса, который им могут дать только их родители.

По мнению Сесиль Лупан, для того, чтобы приобщить ребенка к чтению целыми словами, в квартире необходимо везде развесить черно-красные таблички "ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ", "ШКАФ", "КРОВАТЬ" и т.д., красным цветом выделяются гласные. Карточки нужно периодически обновлять.

Сесиль Лупан предлагает родителям выпускать маленькие книжечки про самого ребенка и его любимые игрушки. Каждая страница - одна фотография и одно предложение-подпись.

Основные принципы согласно методики Сесиль Лупан :

Если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;
- не ограничивайте горизонт вашего ребенка;
- обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
- не надо проверять своего ребенка;
- любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Фактически методика Лупан является обработкой методики Глена Домана.

Родители – лучшие учителя для своего малыша. Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, приведенные в книге. Ваш ребенок – индивидуальность, неповторимая личность. Всегда помните об этом. Возможно, что-то подойдет вам в чистом виде, что-то вы переделаете, от чего-то откажетесь вовсе. Но советы Лупан непременно разбудят вашу фантазию и энтузиазм и вы, возможно, разработаете собственную систему развития и обучения вашего малыша.

Первый год жизни ребенка – очень важный этап в жизни человека. И то, о чем пишет Лупан, знают многие мамы. Но, часто, все это ими недооценивается, не считается важным и заслуживающим внимания.

Итак, стоит ли напоминать, что кроху нужно любить? Конечно, нет! А всегда ли вы демонстрируете свою любовь? Для малыша очень важны именно проявления чувств: поглаживания, ласковые прикосновения, поцелуи, колыбельные песенки и потешки. Кроху нужно как можно чаще брать на руки, не боясь его избаловать. Именно такой контакт с мамой дает малышу чувство защищенности и уверенности в себе. Следующий момент – общение. Разговаривать с крохой нужно с самого рождения и как можно больше. Не думайте о том, что малыш ничего не поймет. Он будет привыкать к родной речи, и не за горами тот день, когда бессмысленные звуки приобретут для него конкретный смысл. Общаясь с малышом, старайтесь менять интонации, повторять за ребенком его звуки. Для стимуляции слуха важно не создавать вокруг крохи постоянной тишины: пойте песенки и включайте музыку на кассетах или CD, звоните в колокольчик и стучите ложкой по различным предметам.

Вообще, стимуляция органов чувств очень важна в раннем возрасте, ведь именно так малыш получает сведения об окружающем мире. Для стимуляции зрения Лупан предлагает вешать в поле зрения ребенка кусочки ткани различных цветов, зеркальце, игрушки-мобили, показывать крохе цветные картинки и черно-белые узоры, гримасничать (так как человеческое лицо очень интересует новорожденного) и брать его с собой в другие комнаты, что бы он мог наблюдать за вашими движениями. Для развития осязания подойдет самодельное одеяльце из кусочков ткани разной фактуры (бархат, атлас, мех, грубое полотно и др.) Его можно дать малышу в качестве игрушки.

Хватательный рефлекс стимулируют яркие рукавички на ручках и носочки на ножках малыша.

Особое место уделяется двигательной активности.

Любое обучение малышей должно быть похоже на веселую игру. К такому серьезному процессу, как чтение, тоже можно подойти весело. Сесиль Лупан предлагает петь названия букв на мотив какой-нибудь подходящей детской песенки. И очень скоро малыш запомнит алфавит. Затем поются “песенки согласных и гласных”. Обучение чтению лучше начинать тогда, когда малыш заговорит. Лупан предлагает каждое новое осмысленное слово малыша писать на листах бумаги крупными буквами. Можно написать на карточках названия предметов и разместить их в комнате. Так, карточка со словом “диван” разместится там, где ей и положено быть по логике вещей – на спинке дивана, а слово “шкаф” - на дверце шкафа. Это покажет ребенку, что любое слово имеет графическое отображение. Д

Когда малыш уже умеет читать отдельные слова, большинство мам сталкиваются с проблемой: а что дальше? По словам Лупан, “привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать, ведь чтение - это основа культуры. Поэтому нужно превратить его в увлекательное занятие, в котором ребенок играет активную роль”. Для этой цели изготавливаются самодельные книжки. И это действительно гениальная идея.

Во-первых, слова нужно писать очень крупно, во-вторых, чтение должно вызывать эмоциональный отклик у ребенка. И здесь на помощь приходят самодельные книжки с фотографиями малыша и его любимых игрушек. Сначала это простые подписи под соответствующими фотографиями: “Маша спит”, “Я играю машинкой” и др. Ну какой малыш откажется прочитать такую дивную книгу о себе любимом? Затем можно сделать книгу о походе в зоопарк или праздновании Дня рождения и даже придумать сказочную историю о крохе и его игрушках. Именно так и поступает Сесиль Лупан, сочинив сказку и сфотографировав кукол, которые выполняют какие-либо действия. Теперь клеим фотографии в альбом, пишем историю и – готово! Не сомневайтесь, такая книга надолго станет самой любимой для вашего малыша. Кроме самодельных книг, у Лупан есть масса других интересных идей, как разнообразить чтение. Это и записки-сюрпризы, и поочередное чтение, и различные игры в слова.

Сесиль Лупан убеждает родителей рассказывать малышу обо всем на свете не переживая, что кроха чего-то не понимает. Она уверена: знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок УЗНАЕТ, тем раньше ПОЙМЕТ. Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса. С числом “ноль” малыш знакомится, отвечая на шуточные вопросы: "Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?" Дальше идут упражнения на обратный счет, объяснения в понятной форме, что такое отрицательные числа, деление и умножение, описываются занятные игры с часами. При обучении счету важно помнить главное правило: переходить к цифрам следует только тогда, когда малыш научился называть числа и считать. Главное, научить ребенка понимать, “чувствовать” число, а уж графические символы можно освоить гораздо позднее.

Большое внимание в своей книге Сесиль Лупан уделяет музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам и, конечно, истории и географии. История, на мой взгляд, самый непростой для малышей раздел знаний. Дело в том, что кроха с трудом ориентируется во времени. Для него понятия “сто лет назад”, “во II веке до н.э.” и “вчера” значат примерно одно и то же. Понимая это, Сесиль Лупан разрабатывает свой метод объяснения малышам таких сложных вещей. На первом этапе она предлагает изучать “прошлое ребенка”, его собственную историю, располагая фотографии событий в хронологическом порядке (вот только родился, вот научился сидеть, пошел и т.д.) Следующий этап – история родителей, а затем бабушек и дедушек. А вот теперь, когда у малыша сформировано некоторое понятие времени, можно переходить к истории… динозавров. К слову сказать, Лупан очень верно говорит, что “диплодок” для малыша звучит не сложнее слова “бегемот”. Поэтому, не стоит бояться сложных названий и терминов. Главное, дать им правильное и понятное объяснение.

Разработанный бельгийкой Сесиль Лупан метод развития и воспитания детей не считается сугубо научной практикой: скорее, это методика разностороннего развития ребенка с ориентиром на индивидуальные особенности и интересы. По большому счету, методика Лупан - это правила воспитания, разработанные заботливой матерью, любящей, но не обожествляющей своих детей (Сесиль является мамой двух дочерей).

История возникновения

Методика Сесиль Лупан отличается душевностью и ненавязчивостью - очевидно, автор прошла каждую ступень самостоятельно, и все аспекты опробовала на практике.

Будучи профессиональной актрисой, мадемуазель Лупан участвовала во многих спектаклях и пользовалась большой популярностью. Выступала Лупан под псевдонимом - Сесиль Бран. В 26-летнем возрасте женщина решила перебраться в США: в этой стране она занялась преподаванием актерского мастерства. Примерно к этому времени относится интерес Лупан к раннему развитию ребенка.

Этот интерес быстро перерос в основное увлечение Сесиль. Сейчас Лупан - мировая знаменитость, эксперт в сфере воспитания детей.

Методика развития ребенка по Лупан включает развитие интеллекта и укрепление психологического здоровья детей. Лупан желала предоставить своим детям инструменты спокойного развития в окружающем мире, познания себя и того, что окружает ребенка. К разработке собственной методики Сесиль пришла через о развитии ребенка. С внедрением суровых правил Домана у нее возникли проблемы, и Лупан решила переработать структуру этой методики.

Сесиль сделала основной акцент на эмоциональной стороне процесса воспитания детей. Разработанная Лупан концепция стала основой ее бестселлера «Поверь в свое дитя». Через некоторое время после выхода книги, автор сообщила об основании одноименного общества во Франции. Сегодня развитие ребенка по Лупан стало популярнейшим явлением во всем мире.

Успех методики Лупан, если сравнивать ее с работой Глена Домана, связан, прежде всего с камерностью. Тогда как Доман наблюдал большое количество чужих детей, не имея возможности глубоко погрузиться во внутренний мир ребенка, Лупан воспитывала лишь двух девочек - своих дочерей.

Доман огромное значение уделял возрасту и исходя из этого расписывал процедуры. Лупан ориентировалась на проявление интереса ребенка к различным явлениям. Методика Сесиль Лупан отличается определенной тонкостью и индивидуальной «заточенностью».

Описание методики

В ходе своих выступлений С. Лупан любит повторять:

«Ребенок - не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь»

Лупан предложила разделять внимание на две основные категории:

  • Внимание-опека.
  • Внимание-интерес.

По ее мнению, ребенку требуется именно интерес. Родительской опеки - постоянного внимания к тому, чтобы малыш не угодил в какую-то неприятную ситуацию - для эффективного развития недостаточно. Ребенок должен находиться с родителями в постоянном контакте, заниматься с воспитателем чем-то интересным, рисовать, читать сказки, лепить. В этом, по мнению Лупан, и должна заключаться методика развития ребенка как личности.

Важно, чтобы ребенок видел искренность интереса взрослого человека к себе. Лупан подчеркивает, что внимание не должно переходить в навязчивость. Занятия должны чередоваться с периодами, когда малыш предоставлен сам себе. Время, посвящаемое воспитанию, должно проходить с максимальной отдачей.

Вот несколько советов по развитию ребенка, которые Сесиль Лупан озвучила в ходе одной из своих лекций:

  • Усилия детей, их успехи должны поощряться.
  • Родителям нужно научиться искренне интересоваться деятельностью детей.
  • Нужно выполнять вместе с ребенком упражнения на развитие всех органов чувств, включая зрение, осязание и слух. Так малыш повысит свои знания о мире.
  • Игра должна быть остановлена вовремя: до того, как она надоест малышу. Новизна - главное «топливо» любознательности.
  • Никогда не следует «проверять» ребенка, нужно верить в него, и всегда давать ему шанс проявить себя.

Методика Лупан, в отличие от научного труда, на который опиралась исследовательница, щадящая, отстраненная, что делает ее весьма привлекательной.

Основные принципы методики

После того, как С. Лупан прекратила следовать домановской методике, она вовсе не отказалась от основных принципов его монументального труда по раннему развитию детей. Женщина заявила, что эти принципы незыблемы:

  1. Лучшими преподавателями для ребенка являются мама и папа.
  2. Процесс обучения и процесс игры должны быть объединены. Игру прекращают до того, как кроха устанет.
  3. Любые проверки ребенка следует исключить.
  4. Жажду познания мира в ребенке поддерживают новизной и сменой занятий.

На основе этих ключевых выводов и строится методика Сесиль Лупан. Большим подспорьем Лупан в ее работе стали ее актерские способности и опыт работы в театре. Родителям, по мнению исследовательницы, необходимо развивать в себе талант актера, который есть в каждом человеке.

На основе литературных источников, Лупан создала систему развития детей начиная с младенчества: система включает игры и упражнения, раскрывающие потенциал малыша, закладывающие в него личностные качества.

По мнению Лупан, развитие ребенка во многом интуитивно, и строгого домановского графика придерживаться не следует. Воспитатель, как приемная станция улавливает сигналы, идущие от маяка, в роли которого выступает малыш. Нужно следить за тем, что интересует детей, расширять и дополнять этот интерес.

Не нужно перегружать детей информацией - следует обучать их ее усваивать и понимать. Если просто сказать ребенку, что данный овощ является морковкой, он получит лишь абстрактное знание. Лупан советует в форме веселой игры рассказать, как морковку выращивают, какие из нее готовят блюда, как морковку кушают зайцы и проч.

Методика Сесиль Лупан основана на ключевом принципе - обучение-игра должна доставлять удовольствие и детям, и родителям: лишь в этом случае малыши будут познавать мир с легкостью и огромным интересом.

Постоянная опека заглушает творческие порывы ребенка, а постоянная помощь родителей - в построении домика из кубиков или в перемещении из кухни в зал - станет для ребенка нарушением его личного пространства.

Стараясь развить интеллект ребенка нельзя забывать о том, что маленький человечек априори жаждет любви. Малышу необходимы ласковые прикосновения и поцелуи.

Дети должны твердо знать - родители их любят, считают самыми прекрасными и умными. В условиях положительного отношения ребенок развивается гораздо быстрее, он открыт всему новому.

Методика Лупан - это тяжелейший родительский труд. Работа эта выполнима лишь при условии, что мама и папа любят свое дитя.

Когда у Сесиль родилась вторая дочь, женщина поняла, что каждому ребенку требуется индивидуальный подход. Лупан подчеркивает, что слепо следовать советам по воспитанию детей нельзя. Если упражнения не воспринимаются ребенком - от них нужно отказаться. Принуждение - не метод Сесиль Лупан.

В главной книге С. Лупан - «Поверь в свое дитя» - приведено множество дисциплин, повышающих моторику ребенка, его интерес к изображениям, к музыке, к спорту и наукам.

Дисциплины: первый год жизни малыша

Маленький человек получает огромное количество информации, именно в этот отрезок времени начинает формироваться личность. Методика Сесиль Лупан позволяет достичь несколько главных целей:

  1. Малыш обретает позитивный взгляд на себя и свое место в мире. Родители должны всячески демонстрировать ребенку свою любовь, хвалить его, отвлекать от слез забавными играми.
  2. Благодаря применению специальных упражнений, стимулируются 5 основных чувств малыша, участвующих в процессе познания.
  3. Повышение моторики.
  4. Заложение языковых основ.

Упражнения для стимуляции органов чувств (до шести недель)

Зрение

  • Играя с грудничком, мама или папа должны поддерживать его головку: это позволит ребенку спокойно разглядывать окружающий мир.
  • Новорожденные проявляют огромный интерес к изменениям человеческого лица. Гримасы, которые делают родители, веселят и успокаивают малыша. Конечно, гримасы должны быть не страшные.
  • Игрушки малыша должны быть яркими, позитивными.
  • До возраста шести недель ребенок всегда держит головку немного вбок. Ему будет приятно видеть на кроватке какие-то украшения. Когда малыш освоит навык хватания, все предметы можно убрать.
  • Мир ребенка расширят зеркала - их нужно разместить у изголовья его кроватки.
  • Малыш научится фокусировать взгляд, если во время игр на полу положить перед ним бумажную шахматную доску.
  • Зрение малыша улучшает использование карточек с изображением различных геометрических фигур. Раскладываем карточки вокруг ребенка и время от времени их меняем.

Слух

Развитие ребенка и полная тишина несовместимы. Но и сильный постоянный шум должен отсутствовать. Малыша нужно познакомить с различными звуковыми «эффектами» - тихими и мелодичными. При разговоре нужно чередовать интонацию, изображая как высокие, так и низкие звуки. Отличный пример - изображение мамой разговора мышки и медведя. Детишки очень интересуются звуками, которые издает колокольчик, или, например, пакетик с орешками.

Осязание

Малыш должен познавать свойства различных предметов: кусочка бархатной ткани, шелкового платочка, кусочка меха. Ребенку очень нравится дотрагиваться, ощущать предмет ладошкой.

Для развития у малыша хватательного рефлекса, нужно сконцентрировать внимание крохи на его ручках. Это помогут сделать яркие рукавички.

Дав ребенку гладкую палочку, попробуйте легонько отобрать ее у него. Если ребенок заинтересуется игрой, попробуйте провести следующую процедуру. Малыш лежит на спинке в кроватке, помещаем палочку над ним и ждем, пока он вцепится в нее ручонками. Попробуем приподнять его над кроваткой.

Вкус, запахи

Тканевые мешочки с ванилью, лавандой или базиликом помогут научить ребенка распознавать запахи. Даем малышу понюхать мешочек и произносим название растения, которое в нем размещено.

В качестве игрушек лучше использовать вещи - ложку, катушку от ниток, журнал, носочек. Предметы нужно вовремя менять, чтобы ребенок не устал от них.

Развитие двигательной активности

  1. Новорожденный малыш должен обладать просторной кроваткой, в которой он сможет легко поворачиваться.
  2. Днем малыша нужно приучать к лежанию на полу на животике в окружении стимуляторов зрения - тканевых отрезков, игрушек яркого цвета, яркой бумаги. На спину ребенка кладут, когда хотят с ним поиграть и развить у него хватание.
  3. Достаточно опасное упражнение, которое должно проходить под постоянным наблюдением. Ребенка садят на гладкую широкую доску, приподнятую от пола на 20 см. Малыш съезжает вниз.

Гимнастические упражнения для новорожденных малышей (первые 6 недель)

Методика Сесиль Лупан подразумевает выполнение гимнастических упражнений:

  • Скрещиваем ручки ребенка, немножко их тянем.
  • Аналогичное упражнение делается для ножек.
  • Пощекотав животик ребенка, переворачиваем его на спину.
  • Кладем ребенка на плечо и кружимся (осторожно!). Имитируем плавание ребенка в воздухе.
  • Упражнение с резиновым шаром: кладем младенца на шар и двигаем круглую сферу. Внимательно следим, чтобы ребенок не ударился.

Первый-четвертый месяц развития младенца

Манеж - враг подвижности. Желательно его не применять или использовать очень редко. Комната малыша должна быть сформирована таким образом, чтобы он был в безопасности, но имел возможность «гулять», сколько хочет.

Учите ребенка держать равновесие у кроватки. Придерживая кроху, направляем его вдоль твердой планки детской кровати.

Малыш уже пытается встать на четвереньки. Маме или папе нужно помочь ему, поддержав его ножки.

Гимнастические упражнения в возрасте от 1 до 4 месяцев

Делаем те же упражнения, что и на этапе №1, но усложняем их и ускоряем ритм. Однако, форсировать события не следует: развитие ребенка процесс неторопливый и аккуратный. Если поспешить, малыш перепугается и «замкнется».

Период от 4-х месяцев до года

  • В комнату, где находится малыш, помещаем предметы, выполняющие роль опоры для крохи при попытке ходьбы. Предметы размещаем так, чтобы карапуз мог свободно перемещаться между ними.
  • В это время ребенок уже желает самостоятельно ходить по квартире. Помещение должно быть готово к таким переменам. Делаем так, чтобы малыш не достал какой-нибудь опасный предмет.
  • На прогулке побуждаем малыша ходить. Когда ребенок стоит около лавочки, держась за нее ручонками, зовем его: желание побыть в объятиях мамы или папы может побудить кроху преодолеть небольшое расстояние.
  • Под внимательным присмотром поощряем малыша к покорению лестницы.
  • Коробки - отличная вещь для игры. Там можно прятаться, стучать по ним, прятать в них игрушки.
  • На этом периоде развития начинается обучение равновесию. Для этого нужно приобрести специальное гимнастическое бревно для маленьких детей.

Гимнастические упражнения для периода 4 месяца - 1 год

  1. Кладем ребенка себе на плечо и кружимся.
  2. Мама и папа берут кроху за кисти рук и лодыжки и раскачивают.
  3. Кружим ребенка, держа за кисти рук, затем - за ножки.
  4. Подбрасываем и ловим ребенка.

Упражнения для развития у младенца языковых навыков (4 месяца - 1 год)

Методика Сесиль Лупан ориентирована на развитие речи у ребенка. Речевые навыки начинают формироваться до того, как малыш артикулировал первое в своей жизни слово. Первому слову предшествует длинный процесс. Воспитатель может ускорить это событие.

  • Говорим с ребенком, объясняем малышу окружающий мир, рассказываем, кто живет в квартире, какие вокруг малыша происходят события, находятся предметы.

  • Во время массажа малыша, называем каждую часть тела. Например, массажируя ручку, говорим: «рука».
  • Показываем ребенку карточки с различными изображениями, называем, что там нарисовано.
  • Рассказываем крохе истории о себе, окружающих предметах, людях, о самом малыше.
  • Варьируем речь. Используем тонкий голос, грубый, в зависимости от персонажа, которому он принадлежит.
  • Стараемся воспроизводить звуки, издаваемые малышом. Малыш зевнул - мама зевнула. Так кроха поймет, что он общается.
  • Считалочки, песенки, колыбельные - незаменимые помощники.

Минусы методики

Несмотря на очевидные плюсы и даже революционность, методика Сесиль Лупан имеет два серьезных минуса.

  1. В книге «Поверь в свое дитя» значительное место уделено плаванию и нырянию грудничков, что является спорной практикой, которую многие родители не одобряют.
  2. Методика Лупан - индивидуальная, личная, она создала ее, основываясь на опыте развития собственных дочерей. Наилучшим вариантом будет создание индивидуального курса для ребенка на основе разработок Лупан.

Развитие ребенка по Сесиль Лупан - традиционная, домашняя методика, ее рекомендуется использовать для воспитания малыша в кругу семьи.

В следующей статье рассмотрено как .


Убежденная сторонница раннего развития детей, Сесиль Лупан горячо увлеклась и восторженно приняла его основные принципы:

Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители;

Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

Не надо проверять своего ребенка;

Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

В домановском Институте ускоренного развития Сесиль Лупан прослушала недельный курс лекций для родителей (некоторые лекции читал сам Доман!) и с воодушевлением принялась за обучение восьмимесячной дочери Гали по усвоенной методике.

Отход от методики Домана

Но не все проходило так гладко, как хотелось бы, и с первых дней Сесиль столкнулась с определенными трудностями. Галя недолго проявляла интерес к изготовленным по всем правилам карточкам с нарисованными точками: «Вдруг Галя начала отбрасывать карточки. Теперь это не безразличие первых занятий, она откровенно швыряет карточки в меня, и я вынуждена убрать их в шкаф. Такой неожиданный душ довольно сильно охладил мой пыл».

Доман передал Сесиль Лупан много нужных и важных идей о раннем развитии, но, к сожалению, не смог ответить на простой вопрос: «Что делать, если малышу «урок» покажется скучным?» В этой ситуации пришлось действовать на свой страх и риск, и мама приняла верное решение — найти подход к своему ребенку, пусть даже для этого придется отступить от выбранной методики.

Видя, что Галя, отвергнув математику, заинтересовалась разглядыванием картинок, Сесиль Лупан решила развивать дочь именно в этом направлении. Помимо детских книжек с иллюстрациями, Сесиль показывала полуторагодовалой Гале репродукции картин известных «взрослых» художников и водила на выставки. Если дочь обращала внимание на какую-то из картин, мама подробнее рассказывала об этой картине и о создавшем его художнике. Возникал живой непосредственный диалог, который не предполагался в системе Домана.

Секрет успешного обучения состоит в том, чтобы развить в ребенке интерес: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Доман предлагал начинать занятия, ориентируясь на определенный возраст (и чем раньше, тем лучше!), Сесиль Лупан – на возникновение интереса.

Для того чтобы развить интеллект, мало формального , попыток «выработать у ребенка определенные условные рефлексы на «культурные» раздражители» — необходимо развить стремление к самостоятельному познанию. Начав изучать с Галей историю, Сесиль Лупан поняла, что знание этого предмета не может ограничиваться заучиванием «фактов», как предлагал Доман. Более важно сформировать ощущение времени: что было сначала и что потом? кто жил в одно и то же время? кто подготовил это событие и что ему предшествовало? Ребенок должен усвоить, что мир не ограничен сегодняшним состоянием, что-то существовало задолго до того, как он появился на свет.

При изучении истории Сесиль Лупан отказалась от использования традиционных «карточек Домана»: историю, считала она, можно преподать и без визуального материала. Сначала были отобраны исторические события, с которыми предполагалось познакомить ребенка. Потом рассказ об этих событиях облекался в легкую и занимательную форму коротких рассказиков или детских считалок. «Считалки пользуются у детей такой любовью, что их можно применять для внедрения в сознание малыша практически любых понятий. В первое время младенец все равно ничего не смыслит, но считалка оказывается столь забавной, что ему хочется запомнить ее», — делится опытом Сесиль Лупан.

Занимаясь с Галей, Сесиль сделала для себя важное открытие: процесс познания мира начинается с развития речи и запоминания незнакомых слов. Например, увидев в книге незнакомое слово «трансцендентный» или «обструкция», человек сначала запоминает его «как есть», потом с помощью словаря пытается понять значение этой «абракадабры». Точно так же действует и ребенок. Услышав считалку «А, О, У, И, Э сидели на трубе…», малыш, еще не знакомый с буквами, воспринимает первую строчку как бессмыслицу. Но считалка так занимательна, что ребенку хочется ее запомнить. Потом его легче будет познакомить с алфавитом, т.к. он помнит, что эти буквы «живут» в его любимой считалке. Таким образом, считалки играют роль «трамплина» при обучении ребенка и развивают его стремление к самостоятельному познанию. И, естественно, с их помощью можно достаточно легко и быстро .

Поверь в свое дитя

И Гленн Доман обучили по своим тысячи детей. Сесиль Лупан – всего двоих. Но интуитивно ей доверяешь больше: этими двоими были ее собственные дочери. Родительский опыт Лупан обобщила в популярной книге «Поверь в свое дитя». Родители, ожидающие очередного «рецепта» воспитания, типа «занятий по Доману» или «обучения по Монтессори», будут разочарованы: книга Сесиль Лупан — скорее сборник практических рекомендаций и советов, чем методика в полном смысле этого слова. Сесиль Лупан не стремится навязать родителям какую-то определенную форму и принцип подачи материала. В ее понимании главное — не методика (к примеру, как научить чадо считать или ), а отношение родителя к своему малышу: «Тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, — такой человек уже сделал главное».

И родители могут выбрать из них ту, которая понравится им больше. Методики различаются подходом к малышу и основными принципами, но суть их в одном и том же – вырастить умного, здорового и всесторонне развитого ребенка. Я «Родитель» расскажет о двух методах раннего развития, которые немного похожи между собой.

Методика Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман разработал свою методику раннего детского развития еще в 40-х годах XX века. Его принципы основываются на собственных исследованиях, которые подтвердили, что основные интеллектуальные способности закладываются в человеке именно в первые три года жизни, поскольку в это время мозг наиболее восприимчив к новой информации.

Глен Доман работал с детьми, отстающими в физическом и интеллектуальном развитии, и его методика помогла этим малышам не только догнать, но и обогнать своих сверстников. Немного позже врач решил опробовать свою теорию на здоровых детях, и получил такие же блестящие результаты. С этого момента его методику взяли на вооружение многие родители, а в США даже был основан специальный Институт развития человеческого потенциала, в котором принципы Домана практикуются до сих пор.

Основы методики Домана

В основе метода американского врача лежит принцип «чем раньше, тем лучше». Он советует с самого рождения малыша начинать развивать его интеллект и укреплять физически, поскольку и та, и другая область являются важными. По словам Глена Домана, лучшими , поскольку только они могут передать ему все то, что знают сами, с искренностью и радостью. Основы интеллектуального и физического развития, заложенные в первые три года жизни, станут крепким фундаментом для дальнейшей жизни малыша.

Как применять методику Домана?

    Начинайте заниматься обучением ребенка как можно раньше, поскольку уже в три месяца малыш будет правильно воспринимать получаемую информацию.

    С самого рождения малыша проводите с ним двигательные упражнения: поднимайте ручки и ножки, крутите, двигайте ребенка, переворачивайте его с боку на бок, чтобы он привык к физической активности. Когда он начнет ходить – потихоньку осваивайте гимнастику.

    С трех-шести месяцев начинайте показывать ему специальные развивающие карточки. Первыми карточками должны быть просто написанные на бумаге или картоне слова – их нужно показывать ребенку и произносить написанное слово вслух, чтобы малыш научился ассоциировать буквы с их звучанием. Такие карточки применяются для обучения чтению.

    Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть обучающие карточки. К полутора-двум годам можно начинать показывать ребенку словосочетания, а тогда, когда он будет готов к более сложной информации (у кого это происходит в 1,5 года, у кого-то ближе к 3-4 годам), можно начинать демонстрировать предложения, сначала простые, а через какое-то время сложные. Главное – ориентироваться на темп ребенка, следить, чтобы ему были интересны занятия.

    Можно на обратной стороне карточек размещать изображение предмета, о котором идет речь, чтобы ребенок одновременно учился запоминать слова визуально. В оригинальной методике на карточках изображений нет, но многие родители замечали, что с картинками обучение проходит интереснее и быстрее.

    Самое главное – показывайте карточки быстро, всего по несколько секунд. Так ребенок научится быстро запоминать информацию.

    Группируйте карточки в занятиях по определенному принципу, например, в одном занятии слова, обозначающие части тела, в другом – одежду, в третьем – окружающие предметы и т.д.

    Вслух книги. Желательно, чтобы они были с большими буквами, чтобы малыш видел то, что вы проговариваете. Для занятий с детьми до двух лет можно использовать самодельные книги, где на одной странице будет написано слово, а на соседней картинка, его изображающая. Чем старше ребенок, тем сложнее должен быть материал.

Подробнее о методике Домана и графике занятий можно почитать в его книгах или на тематических форумах.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – бельгийская актриса и преподавательница актерского мастерства. Родив двух дочек, она начала заниматься с ними по методике Глена Домана, однако в процессе занятий она решила немного изменить оригинальную программу, адаптировав ее к собственным условиям.

Сесиль пришла к выводу, что Доман использует общий подход к детям, поскольку занимается не с одним ребенком, а с большим количеством. Сама же она постаралась найти к своим дочерям индивидуальный подход, поскольку, по ее словам, только мать может настолько тонко чувствовать своих детей, чтобы понимать, чем именно и в какой момент им хочется заниматься.

Свою методику она изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая обрела популярность среди родителей по всему миру.

Основы методики Сесиль Лупан

Главное отличие методики Лупан от концепции Домана заключается в том, что она предлагает развивать детей с раннего возраста не с целью форсирования событий, а для того, чтобы раскрыть индивидуальный потенциал собственного ребенка и помочь ему сформироваться как личности. Обучение детей должно четко соотноситься с их желанием узнавать новое, поэтому принудительные занятия по четко распланированному графику Лупан отвергает. Она предлагает более мягкий подход к малышам, когда родители, видя интерес ребенка к определенной области, начинают заниматься с ним именно по этой конкретной теме. Для занятий не требуются какие-то специальные средства - использовать можно все, что есть под рукой.

Как применять методику Лупан?

    Внимательно следите за желаниями своего ребенка. Если малыш потянулся к пушистому ковру – самое время показать ему различия между разными материалами, т.е. дать потрогать мех, шелк, бархат, пластмассу. Если ребенок завороженно смотрит на игрушечные планеты или нарисованные звезды, можно устроить увлекательные занятия по космической тематике. Если малыш интересуется различными звуками, постоянно теребит пищащего утенка или весело размахивает погремушкой – можно показать ему, как звучат разные инструменты и предметы (постучать кастрюлей, сыграть на игрушечном синтезаторе, похлопать в ладоши и т.д.). Нет никакого определенного порядка получения знаний – просто занимайтесь с ребенком тем, что вызывает у него интерес!

    Для того, чтобы развить , показывайте ему предметы разного цвета, карточки с изображениями животных, предметов, геометрических фигур и называйте, что на них изображено. Повесьте около кровати или на ее стенки яркие рисунки, чтобы они находились в пределах видимости малыша.

    Чтобы познакомить ребенка с разными запахами, используйте предметы, которые имеют характерные ароматы – например, цветы, флакончик духов, кондитерское изделие, пучок укропа или другой зелени и т.д.

    Для развития осязания можно использовать разные ткани или пришить по кусочку каждой из них на одеяло, чтобы ребенок мог потрогать их. Показывайте малышу, как прикасаться к предметам и рассказывайте, какие они вызывают ощущения, например, пластмасса будет гладкой и холодной, резина - мягкой, кусочек дерева - шершавым, одеяло – мягким и т.д.

    Для того, чтобы малыш учился различать звуки, используйте любые подручные предметы: музыкальные инструменты и игрушки, посуду, монетки и все, что найдется под рукой.

    Вкусовые ощущения малыш начнет различать тогда, когда ему начнут вводить прикорм. Когда вы начнете давать ребенку разную по вкусу еду, вместе с ним пробуйте ее и объясняйте, что значит сладкий, кислый, горький вкус.

    После года уже можно обучать ребенка чтению. Для этого можно использовать различные слова, написанные на бумаге. Сопровождайте показ слова его произношением. Можете развесить листки с уже знакомыми малышу словами на стенах комнаты и просить его повторять, что там написано. Когда ребенок станет чуть постарше, можно прикрепить листочки с названием на те предметы, которым они соответствуют, чтобы ребенок запоминал, как называются вещи, которые его окружают. Можно самостоятельно изготовить развивающий альбом, в которой будут картинки и поясняющие подписи к ним, и вместе с ребенком рассматривать его и читать вслух.

    Для развития логического мышления используйте вырезанные из картона геометрические фигуры. Учите ребенка называть их, узнавать, какого они цвета, группировать по форме и цвету и т.д. Точно также можно обучать малыша и математике: группировать одинаковые предметы, считать их.

    Обязательно знакомьте малыша с окружающим миром во время прогулок. Показывайте ему деревья, машины, кошек, собак, красивые листья и т.д. Пусть ребенок учит названия, называет их цвет, свойства, количество.

    Методика Лупан также включает в себе и . Например, Сесиль делает акцент на ранних занятиях плаванием, однако, вы можете придумать и другие – танцы, прыжки, гимнастика. Главное, чтобы ребенок не сидел на месте.

Сесиль Лупан, пожалуй, является самой известной мамой в мире – автором собственной методики раннего развития. Ни педагог, ни психолог, ни методист, ни воспитатель, а самая обычная мама двух дочерей, которой, тем не менее, удалось очень тонко почувствовать особенности детской психики и создать уникальную, гуманную и ориентированную на ребенка систему развития, имеющую тысячи поклонников и последователей. Давайте узнаем подробнее, в чем же суть методики Сесиль Лупан.

Немного об авторе

Сесиль Лупан родом из Бельгии. Родилась она в 1955 году. После получения образования она некоторое время выступала на сцене в качестве актрисы, где имела довольно большой успех. В 1981 году Сесиль отправилась преподавать актерское мастерство в США. В это же время ее начинает интересовать вопрос раннего развития ребенка, поскольку она становится молодой мамой, которая желает самостоятельно воспитывать и развивать свою дочь. С тех пор она посвящает себя этому делу, успешно выступает с лекциями, участвует в различных передачах, посвященных раннему развитию.

Сейчас Сесиль Лупан живет в Париже, она выпустила книгу под названием «Поверь в свое дитя» , где изложены все основные принципы ее методики.

Основные принципы методики Сесиль Лупан

Изначально Сесиль заинтересовалась и даже посетила его семинар, который проходил в Америке. Она применила его методику на своей восьмимесячной малышке, начав показывать ей карточки. Но спустя некоторое время поняла, что каждый ребенок требует индивидуального подхода, а ее дочь не заинтересована в этих занятиях. Поэтому она применила для своего ребенка другую, собственную, методику, в основу которой все же легли некоторые из принципов Домана:

  1. лучшие преподаватели для ребенка – это его родители;
  2. не стоит проверять ребенка;
  3. обучение следует проводить в игровой форме и прекращать его еще до того, как ребенок начнет проявлять первые признаки усталости;
  4. любознательность должна поддерживаться новизной и быстротой.

Лупан утверждает, что «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь». Под этой фразой она подразумевает, что не нужно обучать ребенка строго по графику, как того требует методика Домана, а нужно прислушиваться к своему ребенку. То есть развивать его врожденные «склонности» и наблюдать за тем, что интересно ребенку в данный период жизни. Исходя из этих наблюдений и следует проводить конкретные занятия (такой же подход принят и в ).

Кроме этого, отличие взглядов Лупан и Домана еще в том, что она не просто нагружает мозг ребенка информацией, а старается делать так, чтобы он мог ее анализировать и осмысливать. К примеру, недостаточно просто обозначить предметы, нужно научить ребенка, как с ними можно взаимодействовать, в игровой форме объяснить их предназначение в повседневной жизни.

Наверное, любящие родители не раз слышали о подобном методе развития, но далеко не все в первый год жизни придают большое значение развитию своего крохи. По сути, Лупан не открывает ничего нового, но она напоминает нам о наших непосредственных обязанностях, о том, что ребенка нужно заинтересовать и не забывать к нему прислушиваться. Вам не нужно добиваться каких-то успехов и эффективности, достаточно лишь внимательно относится к ребенку и ненавязчиво ему помогать. Если же он хочет играть один или немного побыть «самостоятельным», предоставьте ему такую возможность.

Сесиль не забывает и о чувствах ребенка. Не сдерживайте себя в проявлении любви, целуйте и обнимайте своего малыша, когда вам этого хочется. Тогда дети растут более уверенными в себе и меньше подвержены развитию разных комплексов. Они быстрее адаптируются в коллективе, им интересен окружающий нас мир.

Достоинства и недостатки методики Сесиль Лупан

Пожалуй, в каждой методике можно найти некоторые достоинства и недостатки. Если говорить о недостатках данной методики развития, то в своей книге Сесиль Лупан большое внимание уделяет обучению плаванию младенцев. Наши российские родители не всегда готовы и способны им заниматься с детьми, как из-за отсутствия возможностей, так и в силу элементарного страха причинить вред своему ребенку. Более смелые родители довольно успешно обучают плаванию и нырянию своих крох, обычно под руководством опытного инструктора.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Также стоит отметить, что данный вид раннего развития требует от родителей много терпения, выдержки и спокойствия. Этими качествами обладают не все родители, поэтому некоторым может не подойти эта методика.

Что же касается положительных сторон, то их определенно больше. В книге автор представляет нашему вниманию довольно много разных упражнений, которые можно выборочно применять на своем ребенке. Методика предполагает гибкость и умение слушать ребенка, поэтому она универсальна и не требует четкого соблюдения определенных инструкций.

Методика разработана матерью, а не специалистами, поэтому особое внимание уделяется физическому и эмоциональному контакту родителей, в частности, матери и ребенка.

Сесиль выступает за всестороннее гармоничное развитие человека, но при этом призывает учитывать его сильные стороны и уделять им особенное внимание. В своей книге она предлагает конкретные программы по изучению чтения, истории, географии и других видов наук.

Одним из главных плюсов методики является то, что родителям не нужно покупать практически никаких дополнительных пособий и приспособлений для занятий. Нужно лишь умело воспользоваться тем, что есть у вас дома в наличии.

От теории – к практике: упражнения для ребёнка первого года жизни по методике Сесиль Лупан

Первый год жизни важен для ребенка с точки зрения развития физических умений. Для этого Сесиль Лупан предлагает такие занятия:

  • для развития координации движений можно использовать гимнастический мяч. Ребенка следует положить на него, взять за руки и катать по его поверхности;
  • как можно чаще следует класть ребенка на животик и ставить перед ним игрушки. Это будет стимулировать ребенка потянуться к ним и взять в руки;
  • игрушки нужно показывать ребенку по отдельности для развития внимания. Они должны быть ярко окрашены, чтобы вызывать интерес у ребенка;
  • прикрепите к кроватке несколько погремушек, зеркальце, чтобы ребенок пытался с ними играть и контактировать.

Не забывайте и об интеллектуальном развитии. Сесиль придерживается мнения, что с младенцем необходимо постоянно разговаривать, включать ему музыку и читать стишки. Тогда он быстрее наберет словарный запас и начнет разговаривать.

Таким образом, методика Сесиль Лупан подойдет практически любым родителям. Она учит развивать ребенка, прислушиваться к его потребностям и желаниям. Вместе с тем, ребенку не нужна гиперопека, нужно лишь помогать младенцу день за днем становится личностью, познавать этот мир, окружая заботой и любовью. Помните, что ваш ребенок уникален, только вы сможете увидеть его особенности и задать верное направление его развитию.