Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Противопоставление характеров обстоятельств образов. Словарь литературоведческих терминов. Задание команде «Искусствоведы»

Противопоставление характеров обстоятельств образов. Словарь литературоведческих терминов. Задание команде «Искусствоведы»

Антитеза

Все художники (писатели, поэты, композиторы, живописцы) широко пользуются в своём творчестве противопоставлением художественных образов. В литературоведении такое противопоставление называют антитезой, но этот термин можно использовать и применительно к живописи.

Романтики в начале XIX века любили противопоставлять гордую, сильную, незаурядную личность, возвышающуюся своими душевными качествами над окружающим обществом, этому самому обществу с его пошлыми и низменными интересами. При этом романтический герой обычно изображался одиноким, во всех и во всём разочарованным, потому что никто не мог понять и по достоинству оценить благородство и высокость его души. Таким, например, Байрон изображает Чайльд Гарольда в одноимённой поэме.

В этом противопоставлении незаурядной личности пошлому обществу выразилось отрицание действительности, свойственное деятелям искусства эпохи романтизма.

В живописи примером такого противопоставления личности и общества является картина Брюллова "Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини".

Самойлова изображена на переднем плане, в полный рост. Она уходит с бала-маскарада, сняв маску. Бал-маскарад символизирует маскарад жизни высшего света, где нет искренности, естественности, простоты и каждый надевает на себя маску-личину. Самойловой, отличавшейся искренностью и независимостью, чуждо всякое притворство, и маска, символ лицемерия, - маска, которую Самойлова сняла с лица и держит в руке, как раз объясняет, почему эта красивая, величественная женщина уходит с маскарада и уводит свою воспитанницу. Брюллов восхищается этой женщиной, и поэтому любовно выписаны её лицо, каждая деталь её роскошной одежды. Девочка доверчиво прижалась к ней, что также характеризует Самойлову как человека щедрого, доброго, способного вызвать взаимную любовь и привязанность.

Светское общество изображено на втором плане, мелко. Высший свет, где все скованы правилами приличия, мешает ярко выражать индивидуальность, усредняет, обезличивает человека, поэтому изображён эскизно, без прорисовки деталей. В этой кажущейся, а на самом деле сознательной незавершённости картины выразилось осуждение Брюлловым высшего света.

Второе название этой картины - "Маскарад". Интересно, что драму с таким же названием создавал в это же время (картина Брюллова написана около 1839 г.) и М. Ю. Лермонтов. В ней тоже противопоставлены сильная, гордая личность и высший свет. Но ещё более кратко и ёмко осуждение высшего света выражено поэтом в стихотворении, написанном 1 января 1840 года. Лермонтов с негодованием говорит об обществе, в котором

При шуме музыки и пляски,
При диком шёпоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.

Как удивительно это описание похоже на изображение высшего света Брюлловым! Такое совпадение оценки высшего света художником и поэтом не случайно: оно отражает недовольство лучших людей России образом жизни и нравственным состоянием общества того времени.

В художественной литературе нередко встречается противопоставление разных исторических эпох из жизни того или иного народа. Художники прошлое противопоставляли современности обычно в упрёк современной жизни.

Так в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Бородино" старый воин, участник Бородинской битвы, рассказывая молодому собеседнику об этом великом сражении, дважды, начиная и заканчивая свой рассказ, упрекнул молодое поколение:

Да, были люди в наше время.
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!

Прошлое и настоящее, старое и новое противопоставлены в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", в повести Л. Н. Толстого "Два гусара". В живописи тоже нередко композиция произведения строится на столкновении и противопоставлении двух эпох: одной - уходящей в прошлое; другой - рождающейся ей на смену.

Обратимся к картине английского художника XIX в. Тёрнера "Последний путь фрегата "Смелый"". Красивый военный парусник, участник Трафальгарской битвы, где англичане одержали славную победу, транспортируется к месту его слома и уничтожения страшным тёмным пароходом, извергающим столб огня и чёрного дыма. Происходит это на закате дня, что символизирует конец старой романтической эпохи. Садящееся солнце озаряет сцену зловещим красным заревом.

Всем строем картины, каждой её деталью художник выражает своё отрицательное отношение к меркантильному буржуазному миру с его техническим прогрессом, враждебным всему романтическому и героическому.

Ярким примером противопоставления разных эпох является картина Ярошенко "Старое и молодое", на которой изображён типичный для 80-х годов XIX века спор молодого человека (вероятно, студента) с пожилым хозяином дома. Современники художника считали, что это спор отца с сыном.

Молодой человек, судя по содержанию идейной борьбы в России того времени, пылко, убеждённо и вдохновенно проповедует о свободе, равенстве, братстве, о прогрессе и счастливом будущем человечества, и, взметнув руку вперёд и кверху и сам весь подавшись вперёд всем телом, он как будто готов всем существом своим тотчас и устремиться в это светлое будущее. Он зовёт и других отказаться от спокойной беспечной жизни как от чего-то безнравственного и недостойного и посвятить себя служению прогрессу и человечеству. Подобные герои и речи нашли широкое отражение в нашей литературе от Белинского и Герцена вплоть до Чехова и Горького.

Старик слушает зажигательную речь спокойно и готовится возразить, судя по жесту его руки. В стороне от спорящих, в глубине комнаты, старушка раскладывает пасьянс. Её равнодушие к спору и её занятие указывает, что подобные споры происходят в доме так часто, что до смерти надоели ей.

В России XIX века отношение деятелей искусства к революционерам было двойственным. В революционерах нравилось стремление служить народу, искренняя вера в свои идеи, самоотверженность. Но в то же время они отталкивали своим нигилизмом, желанием разрушить все традиционные ценности. Такое двойственное отношение автора к происходящему отразилось и в данной картине. Молодой человек выглядит несколько театрально, как бы рисуясь перед девушкой, которая подогревает его пламенное красноречие. Но, несмотря на это, девушка серьезно, доверчиво и с сочувствием слушает его речь. А в русском искусстве XIX века интеллигентная, развитая, духовно живущая девушка обычно является символом устремлений России (например, в романах "Обрыв" Гончарова, "Дворянское гнездо" Тургенева). Ярошенко видел, что Россия, русское общество симпатизирует революционерам. И мы знаем теперь, что Россия доверилась революционерам, и даже в XXI веке продолжаем пожинать горькие плоды этой ошибки.

Трагическое столкновение неумолимо наступающей новой эпохи с отжившей свой век старой эпохой изображено на картине Н. Н. Ге "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе". Сама тема этой картины, сам исторический эпизод, изображённый на ней, обусловили использование антитезы в композиции этого прославленного произведения.

Пётр I в кресле возле стола, на краю которого бумаги, уличающие царевича в измене. Голова Петра I повёрнута к сыну-изменнику, а сам он сидит почти спиной к сыну, почти отвернувшись от него в неудержимом гневе и презрении. И в то же время на суровом лице царя, во взгляде его видно не только презрение и гнев, но и горькое недоумение, разочарование и, кажется, даже жалость к сыну, который стоит перед ним, потупив голову, всем своим видом выражая упрямство, едва скрываемое под внешней покорностью, и какой-то вялый, безжизненный протест против отца. Характеристика царевича Алексея, данная художником, отражает черты отживающего прошлого - инертного и пассивного. И, напротив, здоровье, энергия, переданная в сжатой, пружинистой позе Петра I, его взгляде, соответствуют духу перемен, духу нового времени.

Картина создавалась в эпоху реформ 1860-х годов, проводимых Александром II, и выражает сочувственное отношение художника к этим реформам. Однако Н. Н. Ге вместе с сочувствием делу Петра I, а значит и реформам Александра II, выразил и трагизм, неизбежно присущий любой переломной эпохе и вызывающий сомнение в благодетельном исходе происходящих перемен. Ведь непримиримыми врагами оказались не чужие друг другу люди, а отец и сын. Нововведения болезненно разорвали святые семейные узы, и жестокость отца невольно настораживает зрителя и к его делу. Сам художник так вспоминал о своей работе над этой картиной: "Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал" 1 .

Среди различных видов противопоставления образов самым главным и частым является противопоставление характеров, убеждений, взглядов. Так в романе "Отцы и дети" противопоставлены убеждения и образ жизни Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В романе Л. Н. Толстого "Война и мир", который, начиная с названия, весь пронизан противопоставлениями, противопоставлены, например, Наполеон и Кутузов.

Этот вид противопоставления образов является главным в живописи.

Рассмотрим картину Тициана "Динарий кесаря", ранний шедевр художника, на котором изображены и противопоставлены Христос и фарисей.

Фарисеи, противники Христа, постоянно искали повод отдать Его под суд. Они стремились дискредитировать Его перед народом, опозорить Его, оттолкнув таким образом народ от Него, а потом и уничтожить. Во время проповеди о том, что человеку надо платить дань прежде всего Богу, то есть важнее заботиться о духовном, чем о телесном, к Христу подошёл фарисей. Он хотел уличить Христа в неповиновении власти, извратив смысл слова дань в Его проповеди. В Евангелии от Матфея рассказано об этом так. "Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу." (Мф. 22:15–22).

Как же Тициан воплотил этот сюжет в своём изумительном произведении? И чем привлёк его этот сюжет? Какие мысли выразил художник, воплощая этот сюжет?

Он использовал приём противопоставления. Противопоставлены фигуры: Христос выделен ярким красным и синим цветом, изображён в фас, занимает почти всю плоскость картины, от его облика исходит спокойствие и мощная благородная духовная энергия. Напротив, фарисей изображён в профиль, его фигура срезана, почти вся находится за пределами холста. Весь облик фарисея выражает вкрадчивость, коварство, агрессию и свидетельствует о том, что этот человек целиком погружён в заботы накопления материальных благ и едва ли знает, что такое душа.

Противопоставлено нравственное состояние героев, которое проявляется в выражении их лиц (особенно в выражении глаз). В недобром взгляде фарисея и злое торжество, и угроза, и беспощадность. Но спокоен и проницателен взгляд Христа, он проник в самое сердце и помыслы фарисея, в нём ясное понимание того, зачем задан вопрос, чего добивается фарисей, во взгляде Христа неколебимая твёрдость и ясность духа.

Нравственное противостояние героев подчёркнуто также противопоставлением рук: тёмная, грубая и сильная рука с набухшими венами у фарисея и светлая, красивая, с тонкими длинными пальцами у Христа.

Подобное противопоставление находим мы в знаменитом романе И. С. Тургенева "Отцы и дети": противопоставлены руки Базарова и Павла Петровича Кирсанова - руки демократа, своим трудом добывающего средства на жизнь и учёбу в университете, и руки праздного аристократа, несколько раз за день меняющего свой наряд.

Изображение рук как средства характеристики героя писатели и художники используют часто. Например, обращает внимание на себя изображение рук на хранящихся в Эрмитаже Санкт-Петербурга "Портрете старика в красном" Рембрандта и "Автопортрете" Ван Дейка.

Итак, мы видим, что Тициан, противопоставив Христа и фарисея, изобразил непримиримое столкновение мира высоких нравственных стремлений и помыслов с миром низменных страстей, тем миром, в котором царят неуёмное стяжательство, ненасытная жадность, злая зависть; с тем миром, в котором господствуют эгоизм, вражда и жестокость. И этот мир зла так же, как изображённый Тицианом фарисей, постоянно агрессивен, готов в любую минуту напасть, смять, уничтожить, как только найдёт себе жертву, которую постоянно и упорно ищет.

Выстраивая композицию этой картины, Тициан изобразил Христа и фарисея одних, на тёмном нейтральном фоне и не стал показывать ни внутреннего вида иерусалимского храма, где в это время проповедовал Христос, ни толпы слушающих Его проповедь, ни замысливших провокацию фарисеев. Оставив Христа и фарисея один на один, Тициан тем самым придал евангельскому эпизоду обобщённый смысл: вечное противостояние в мире деятельного добра и агрессивного зла, а также выразил свою веру в неизбежное торжество добра.

Теперь обратимся к картине Н. Н. Ге " "Что есть истина?" Христос и Пилат". Композиция этой картины вся пронизана противопоставлениями. Изображён тот момент, когда, возражая на слова Христа, что Он послан в мир свидетельствовать об истине, Понтий Пилат спросил Его: "Что есть истина?" (Ин. 18:37–38).

Н. Н. Ге так продумал композицию картины, чтобы выявить общечеловеческий и социальный смысл этого евангельского эпизода, как понимал его сам художник. Выбран момент, когда Пилат допрашивал Христа в претории один, без обвинявших Его фарисеев. Иудеи не вошли в преторий, боясь оскверниться в канун своей Пасхи. И противопоставление этих двух фигур сразу придаёт картине обобщённый смысл: мы видим, как неправая власть глумится над Учителем истины, который заповедал миру самое возвышенное и самое нравственное учение для достижения всеобщего блага на земле; мы видим, что мораль властителей несовместима с высокой нравственностью, даже враждебна ей. И каждая деталь картины служит подкреплением этой мысли.

Понтий Пилат изображён спиной к зрителю, нам не видно выражение его лица, выражение его глаз. Да это нам и не нужно, потому что его лицо может выразить не больше того, что красноречиво выражает его фигура и что обычно свойственно властителям: спесь, чванливое пренебрежение к людям, высокомерие, властность.

Христос стоит лицом к зрителю, потому что нравственное содержание личности ярче всего выражает лицо. Христос изображён усталым, со всклокоченными волосами, так как Его подвергали издевательствам. Но Он сохранил спокойствие духа, открыто и прямо смотрит в глаза Понтия Пилата, издевательства не сломили Его.

Большую смысловую роль в картине играют свет и тень. Понтий Пилат помещён на переднем плане и ярко освещён, потому что Власть всегда на виду, она в центре внимания: ваятели и художники создают портреты властителей, поэты прославляют их в стихах, им всегда и везде уготовано самое видное и почётное место. Неспроста в русском языке существует понятие высший свет, а власть именуют светской.

Христос, напротив, находится в тени. Ведь тем, кто при жизни не добился видимых успехов, пренебрегают толпа и власть, тот незаметен для общественного мнения и пребывает как бы в тени. Бывало так, что и великие люди оценивались по достоинству лишь после их смерти. Недаром же говорится: "Нет пророка в своём отечестве". При жизни Спасителя мало кто понимал, кто Он, и немногие верили Его проповедям.

В искусстве встречается также противопоставление неопытной ("розовой") молодости и скептической, опытной зрелости. В романе Гончарова "Обыкновенная история" противопоставлены восторженно-возвышенные взгляды на жизнь молодого Адуева и скептическое, сугубо рациональное отношение к жизни и к людям его дяди, Адуева-старшего. То же самое встречаем в романе Пушкина "Евгений Онегин": идеалист и мечтатель Ленский противопоставлен Онегину, в котором все иллюзии юности уничтожены опытами жизни.

Ярким примером подобной антитезы в живописи является картина Э. Мане "Завтрак в мастерской", на которой изображён юноша, погружённый в мечты о будущих свершениях. Он стоит спиной к столу, уставленному едой, даже слегка присев на него, подчёркивая тем самым своё пренебрежение к обыденной стороне жизни. Возле него на кресле лежат доспехи - символ доблести. Они явным образом не вяжутся с окружающей обстановкой, но характеризуют направление мыслей юноши, невольно воскрешая в памяти образ Дон Кихота, тем более, что шлем - это атрибут воина и героя и символизирует возвышенные мысли, яркое воображение и тягу к опасным приключениям. А сабля возле шлема обозначает духовную активность и смелость.

Позади юноши, задумавшись, сидит за столом мужчина с сигарой в руке. Перед ним остатки обеда, бутылка и бокал с недопитым вином. И поза мужчины, и выражение его лица говорят об утомлении и спокойствии, которые сопутствуют жизненному опыту. Ему явно чужды юношеские порывы, он спокойно удовлетворяет свои повседневные потребности.

Кажется странным, что и юноша, и мужчина, находясь в жилом помещении, не сняли шляпы. Но за этой деталью скрыт смысловой подтекст. Шляпы у них разные. Каждая шляпа соответствует своему возрасту. На языке символов сменить шляпу - значит сменить образ мыслей, идеи и взгляды. На юноше - яркая, лёгкая соломенная шляпа, а на голове мужчины - фетровая, солидная, серая. Это говорит о том, что взгляды юноши привлекательны, ярки, но непрочны, а у мужчины трезвы, устойчивы, но скучно-серы.

Нельзя не обратить внимание на то, что в кресле, рядом с рыцарскими доспехами, сидит кот и лижет у себя под хвостом. Это вносит элемент иронии по отношению к юношеским мечтам. Художник подшучивает над юношей, хотя относится к нему с явной симпатией, поэтому юноша изображён на переднем плане, ярко освещено его выразительное, симпатичное лицо - он главный герой картины.

В области скульптуры ярким примером противопоставления образов являются фигуры "Рабов" Микеланджело (восставшего и умирающего), о которых уже шла речь в главе об аллегории. Хотя эти "Рабы" сохранились до нашего времени как два самостоятельных произведения, но задуманы они были как элементы композиции одного гигантского замысла - гробницы папы Юлия II, и в составе этого неосуществлённого проекта являлись антитезой.

Другим хорошим примером антитезы в скульптуре являются скульптурные группы "Укрощение коня" Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. В каждой группе мы видим борьбу противоположно направленных неравных сил, а именно: рвущихся на свободу могучих коней и удерживающих их, слабых в сравнении с ними, юношей. Но юношам всё же удается сдерживать вольный порыв коней. Эти скульптурные группы выражают торжество духа над бездуховной плотью и торжество человеческого разума над дикой природой, они зримо дополняют стихи А.С. Пушкина о том, как

… юный град,
Полночных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво...

Противопоставление образов очень часто встречается в музыке. Например, почти в любой симфонии, любом инструментальном концерте, струнном квартете и т. д. противопоставлены аллегро и анданте.

Антитеза потому так часто используется в искусстве, что исходным материалом для него служит окружающая нас действительность; её искусство отображает, её изучает и истолковывает, а она полна противоположностей, начиная с простых предметов, явлений и состояний (большое и маленькое, горячее и холодное, жёсткое и мягкое) и кончая сложными (скупость и щедрость, радость и печаль, богатство и бедность, война и мир, разруха и процветание). Словом, искусство в некотором смысле уподобляется зеркалу, в котором отражается то, что перед ним находится и происходит. Поэтому антитеза является одним из главных элементов композиции почти всех родов и жанров художественных произведений.

Примечания:
1. Н. Ю. Зограф. "Николай Ге". "Изобразительное искусство", М., 1974. Стр. 28.


© Все права защищены

ТЕСТ 9 М. Е. Салтыков-Щедрин

Задание 1

Аллегория - это:

1. Один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо представляемом образе.

2. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

3. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.

Задание 2

Выстроить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:

Задание 3

Сатира - это:

1. Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.

2. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

3. Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества.

Задание 4

Гипербола - это:

1. Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.

2. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.

3. Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.

Задание 5

Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

1. «Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

2.«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был … , жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! - Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего — сам умер…»

П. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

П. «Дикий помещик»

П. «Премудрый пескарь»

Задание 6

Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

1. «… на воеводстве». П орел

2. «… - меценат». П медведь

3. «… - идеалист». П заяц

4. «… - челобитчик». П карась

5. «Самоотверженный …». П ворон

Задание 7

Эзопов язык - это:

1. Художественное преувеличение.

2. Иносказание.

3. Художественное сравнение.

Задание 8

В романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:

1. Гротескный бездушный автоматизм.

2. Неограниченная деспотия.

3. Карательная неуклонность.

4. Скрупулезный канцелярский бюрократизм.

5. Жестокая бюрократическая въедливость.

6. Идолопоклонническая одержимость.

П Грустилов П Двоекуров П Фердыщенко П Брудастый П Угрюм-Бурчеев

П Бородавкин

Задание 9

О ком писал М. Е. Салтыков-Щедрин: «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…»

1. Угрюм-Бурчеев.

2. Грустилов.

3. Фердыщенко.

4. Брудастый.

Задание 10

Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:

1. Бородавкин. 2. Грустилов. 3. Угрюм-Бурчеев.

4. Брудастый.

Задание 11

М. Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:

1. В психологическом изображении личности крестьянина.

2. В изображении массовых сцен.

3. В изображении сцен народных «бунтов».

Задание 12

Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не принадлежит:

1. «Пошехонская старина».

2. «Господа Головлевы».

3. «История одного города».

4. «Накануне».

Задание 13

Значение творчества писателя выражается в (исключите лишнее):

1. Срывании всех и всяческих масок.

2. Показе отношения прогрессивной части российского общества к реформе 1861 года.

3. Отображении эволюции русского либерализма.

4. Обнажении государственного деспотизма.

5. Использовании гротескной фантастичности изображаемого.

Задание 14

Главным «оружием» писателя является:

1. Реальное изображение действительности.

3. Яркое изображение характеров.

4. Революционность.

10 класс Ответы к тесту «М.Е.Салтыков-Щедрин»

10 класс И. А. Гончаров «Обломов»

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 — А5; В1 — В4; С1.

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

А1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) рассказ;3) быль;

2) повесть;4) роман.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) играет роль вставного эпизода.

АЗ Главной темой данного фрагмента является:

1) описание дома, где жил главный герой;

2) красота Гороховой улицы;

3) состояние главного героя по утрам;

4) внешность Обломова.

А4 Какое выражение было господствующим на лице Ильи Ильича Обломова?

1) простота; 3) мягкость;

2) строгость; 4) злость.

А5 С какой целью в данном фрагменте приводится мысль о том, что душа Обломова ярко и открыто светилась во всех его движениях?

1) выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;

2) показать невысокие умственные способности героя;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) описать бездумное отношение героя к жизни.

В1 Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («ни положительно бледный», «безразличный», «маленьких пухлых», «слишком изнеженным»).

В2 Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Это был человек…»).

В3 Из абзаца, начинающегося со слов: «Это был…», выпишите словосочетание, которое объясняет, что отражалось в лице Ильи Ильича Обломова.

Тест

С. Есенин

Задание 1

Соотнесите литературное течение начала 20 века с «ключевым словом»:

3. Высшая степень чего-либо, цветущая сила

4. Будущее

https://pandia.ru/text/80/169/images/image001_51.gif" alt="*" width="11" height="11 src="> Футуризм

https://pandia.ru/text/80/169/images/image001_51.gif" alt="*" width="11" height="11 src="> Символизм

Задание 2

Какому литературному течению был близок С. Есенин:

1. Символизму

2. Акмеизму

3. Имажинизму

4. Футуризму

Задание 3

Наиболее важную роль в художественном мире С. Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим все его восприятие мира:

1. Образ луны и солнца

2. Пространственный образ земли

3. Образ движущегося времени

4. Образ дороги (пути)

Задание 4

Определите художественные средства выразительности, помощью которых С. Есенин создает образ природы:

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром».

1. Эпитеты

2. Метафоры

3. Сравнение

4. Метафорическое сравнение

Задание 5

Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом. Для создания образа:

1. «Рассвет рукой прохлады росно

Сшибает яблоки зари».

2. «Синь то дремлет, то вздыхает»

3. «Как сережки, зазвенит девичий смех»,

4. «…В водах лонных звенящая борозда».

5. «…Звонко чахнут тополя».

Олицетворение

Звукопись

Метафорические сравнения

Метафоры

Задание 6

С. Есенин использует художественный прием антитезы в своем обращении к теме Родины. Антитеза – это:

1. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

2. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т. п., создающее эффект резкого контраста.

3. Прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

Задание 7

Поэзия С. Есенина имеет не только первый, лексический смысл, но с помощью художественных средств поэт создает и второй, образно-метафорический, и третий, философско-символический, уровень поэтического мира. Можно ли выделить главный из них:

Задание 8

Лирический герой – это:

1. Условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.

3. Главный персонаж или главное действующее лицо, вызывающее сочувствие автора (положительный герой)

Задание 9

Лирическое «Я» - это сам поэт:

Задание 10

Какую тему раскрывает С. Есенин с помощью образа собаки, ее щенят в стихотворении «Песнь о собаке»:

1. Тему любви ко всему живому в мире и милосердия.

2. Тему Родины

3. Тему природы

4. Тему материнства

Задание 11

Все есенинское творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является

1. Сам поэт

2. Образ поэта

Задание 12

Определите размер стихосложения приведенного отрывка:

«Нищету твою видеть больно

И березам и тополям»

1. Дактиль

2. Анапест

Аллегории иносказательное изображение абстрактного понятия или яв­ления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или ка­честв. Связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанав­ливается по аналогии.

Аллитерация - повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи, один из способов звуковой организации речи.

Амфибрахий трехсложный стихотворный размер, в котором ударение па­дает на второй слог в стопе.

Анапест - трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.

Антитеза - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, ком­позиционных элементов, создающих эффект резкого контраста. Встречаются антитезы персонажные (в персонажной организации), сюжетные (в сюжетном построении), композиционные.

Афоризм - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод, обобщающий смысл явлений.

Баллада - один из видов лиро-эпической поэзии - стихотворение или по­вествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай. Для баллады характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, магическая музыкаль­ность. В балладе часто присутствует элемент загадочного, необъяснимого, не­договоренного. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни.

Басня - краткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирической ко направленности и имеющей ино­сказательный смысл. Персонажами басни часто выступа ют животные, растения и неодушевленные предметы.

Былнна - героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о под­вигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси (IX-XIII вв.); вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Вечные образы - образы мировой литературы, стечением времени не утра­тившие своего значения.

Герой литературный - образ человека в художественном произведе­нии. Часто употребляется н значении "персонаж”, "действующее лицо”. Дополнительный смысловой оттенок - позитивная доминанта личности, се не­ординарность, исключительность.

I ипербола художественный прием, основанный на чрезмерном преуве­личении событий, чувств, размера изображаемого явления. Используется для создания комического эффекта, когда преувеличивается отдельная деталь порт­рета. черта характера или линия поведения персонажа.

Гротеск художественный прием, в основе которого подчеркнутое, мак­симально возможное преувеличение и заострение, нарушение границ правдо­подобия. трансформация художественных образов, приводящая к соединению несоединимого - реального и фантастического, ужасного и смешного, трагиче­ского и комического, безобразного и возвышенного.

Дактиль трехсложный стихотворный размер, в котором ударенно падает на первый слог.

Действие - 1) Законченная часть спектакля, пьесы (то же. что и акт). 2) В драме и эпосе - развитие событий, составляющее основу, "плоть" сюжета (фибу­лы). !) В театре основное средство воплощения сценического образа.

Диалог - разговор двух, иногда более лиц в литературном произведении, двухстороннее общение людей, осуществляемое в форме лаконичных высказы­вании (реплик). Диалог доминирует в драме и имеет большое значение в эпиче­ских произведениях.

Драма - 1) Драматургия - один из основных родов литературы, отражаю­щий жизнь в действиях, поступках и переживаниях людей, литературное про­изведение, написанное в форме разговора действующих лиц. Предназначается для исполнения (постановки) иа сцене, ориентирована на зрелищную вырази­тельность; пвторскую речь заменяют ремарки. К драматическим произведе­ниям относятся трагедии, комедии, собственно драма, мелодрамы, водевили.

2) Собствен но драма один из ведущих жанров драматургии, изображение лич­ности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях.

Жанр литературный - исторически сложившийся тип художественного произведения, организующий все его элементы в целостную художественную реальность. Совокупность произведений, объединяемых общностью предметов изображения, кругом тем, отношением автора к описываемому, единством ком­понентов формы и т. д. Различают жанры литературные, в эпосе роман, по­весть, рассказ, в лирике - стихотворение, ода. в драме - трагедия, комедия. Каждый жанр существует в определенную эпоху в виде типологических раз­новидностей (например, роман психологический, исторический, роман-зпонея и т. п.).

Житие - жанр древнерусской литературы, жизнеописание людей, при­знанных святыми христианской церковью. Житие отличается от биографии подчеркнуто религиозной оценкой и окрашенностью описываемых событий. Авторы неизвестны или не названы.

Завязка - исходное событие, с которого начинается развитие сюжета. Начальный момент в развитии событий часто определяет все последующее раз­вертывание действия.

Идея художественная - главная обобщающая мысль, лежащая в основе произведения и выраженная в образной форме. Авторское отношение к изобра­жаемому, вариант решения основной проблемы выражаются во всей художе­ственной структуре произведения.

Инверсия - необычная последовательность слов в предложении, наруше­ние общепринятой грамматической последовательности речи, перестановка ча­стей фразы, придающая ей особую выразительность; часто встречается в сти­хах.

Ирония - иносказание, выражающее насмешку или лукавство, двойной смысл, когда сказанное в контексте речи обретает противоположное значение. Ироническое отношение предполагает насмешку, определенным образом спря­танную. но легко обнаруживаемую в интонациях анторарлсскаэчика. Ирония в художественном произведении может выступать как оборот речи, троп и как художественный принцип, определяющий звучание всего произведения.

Классицизм - художественное направление, сложившееся в европей­ской литературе XVIII в., в основе которого признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая

сюжетно-композиционная организация. Человеческие характеры обрисовы­ваются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопо­ставляются. Разделение жанров на высокие - трагедия, эпопея, ода и низ­кие - комедия, сатира, басня. Смешение высокого и низкого жанров не допуска­ется; ведущий жанр - трагедия.

Комедия - разновидность драматического произведения, в которой осмеи­ваются общественные и человеческие пороки. В основе комедии может лежать противоречие (несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимо­го. прекрасного и безобразного.

Композиция построение художественного произведения, расположение его частей, образов, эпизодов в определенной последовательности в соответствии с содержанием и жанровой формой произведения, важнейший структурный принцип, существенный элемент стиля.

Конфликт - острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу действия, закономерно возникающее противоборство, противоречие между героями, группами героев, героем и обществом или внутренняя борьба героя с самим собой. Развитие конфликта приводит в движение сюжетное дей­ствие. Конфликт может быть локальный, преходящий, неразрешимый, частный или общий, явный или скрытый, внешний или внутренний.

Кульминация - наивысшнй и переломный момент в развитии действия, по­сле которого события движутся к развязке.

Легенда - один из жанров народной, несказочной прозы, народное преда­ние о выдающемся событии или поступке человека, в основе которого чудо, фан­тастический образ. В то же время сюжет легенды базируется на реальных или допустимых фактах и воспринимается рассказчиком как допустимое событие. Легендарный герой может иметь прообраз в реальной жизни или в историче­ской действительности.

Летопись - повествовательный жанр древнерусской литературы в форме записей важнейших исторических событий по годам, последовательное описа­ние событий их свидетелем или участником.

Лирика - один из основных родов литературы, отражающий жизнь с помо­ щью изображения чувств, переживаний, мыслей человека, вызванных темн или иными обстоятельствами. В центре авторского внимания - образ-переживание, лирический герой, его чувства не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики; стихотворная форма, отсутствие фабулы, субъективизм, небольшой объем.

Литература художественная - вид искусства, воссоздающий образную, субъективную картину мира, отражение жизни с помощью слова; художествен­ный способ постижения человека и окружающей действительности.

Метафора - переносное значение слова, основанное на скрытом сравнении или уподоблении одного предмета, явления другому по сходству или контрасту, в котором слова "как", "как будто”, "словно” отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностью метафоры является олицетворение - уподобление живому су­ществу.

Метол художественный - особый тин образного видения мира, историче­ски сложившийся способ отражения действительности, общий принцип от­бора, обобщения и оценки писателем жизненного материала, выявление в нем главного, общий тип подхода писателя к действительности.

Монолог - речь одного человека в художественном произведении, разверну­тое высказывание персонажа или повествователя. Монолог может быть обращен

к определенному адресату или уединенным - принимающим форму внутрен­ней речи, произносимым в одиночестве вслух.

Направление художественное - конкретно-историческое проявление худо­жественного метода в творчестве множества писателей, объединенных общно­стью идейно-эстетических принципов, которые складываются исторически в течение длительного времени. Принадлежность к одному литературному на­правлению предполагает общность культурно-эстетической традиции.однотип­ность миропонимания, однако отношение к поставленным проблемам у разных авторов может быть различным. Основные литературные направления: класси­цизм. сентиментализм, романтизм, реализм, неоромантизм.

Неоромантизм - литературное направление, берущее начало от романтиз­ма. возрождение романтических традиций в литературе конца XIX - начала XX в. с последующим переосмыслением и дополнением романтических умона­строений. Неоромантизм характеризуется повышенным интересом к сильной, демонической личности, экзотическим обстоятельствам, конфликту идеально­го и реального.

Новелла эпический жанр, близкий к рассказу, отличающийся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки. Традиционная для новеллы сюжетная коллизия - герой предпринимает некие действия, кото­рые должны привести его к успеху, при этом успех приходит к сильному, актив­ному герою.

Образ-символ - художественный образ, который воплощает в себе с наи­большей выразительностью характерные черты определенного явления. Символ подразумевается, поэтому его восприятие зависит от читателя. По сравнению с аллегорией символ более многозначен, широк, дает большую свободу толкова­ния.

Ода - торжественное стихотворение, воспевающее историческое лицо или

событие.

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевлен­ных. при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, спо­собностью мыслить и чувствовать.

Описание - вид повествования, в основе которого изображение статичных картин - портрета, пейзажа, обстановки, интерьера или постоянно повторяю­щихся сцен. Сообщение необходимых признаков описываемого предмета, сведе­ний о тех признаках явления или предмета, которые остаются неизменными на протяжении всего повествования.

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональное звучание, настрой произведения, определя­ющие его общую тональность. Различают героический, трагический, комиче­ский, возвышенный пафос произведения.

Пейзаж - описание природы в художественном произведении или воссоз­данная с помощью слов в воображении читателя картина природы как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Описание-картина включает цветовую палитру, образы-звуки, образы-запахи, вкусовые образы, тактильные образы, образы флоры и фауны. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние че­ловека часто уподобляется или противопоставляется миру природы.

Песня (песнь) - небольшое лирическое произведение, предназначенное для нения; напевное произнесение текста в определенном ритме под определенную мелодию. Происхождение песни связано с древними обрядами и ритуалами.

Поноси. литературный жанр описательно-повествовательного типа, в котором действительность продета влей и в виде ряда эпизодов, этапов из жиз­ни героя, средняя эпическая форма. По объему повесть больше расскази и шире изображает человеческую жизнь, в ней больше событий и действующих лиц, часто используются хронологическое развитие сюжета и соответствующее по­строение композиции. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя.

Поговорка малый жанр фольклора, меткое образное выражение, иноска­зательное определение предмета; может быть частью пословицы или самостоя­тельным выражением.

Портрет - изображение внешности персонажа (лица, фигуры, тела и его пластики, мимики, жеста, одежды) как средства его характеристики: разно­видность описания. Различают статический и динамический портрет, развер­нутый н фрагментарный, психологический, лейтмотивный, портрет-описанне. портрет-впечатление. Портрет литературный иллюстрирует тс стороны внеш­ности и характера персонажа, которые представляются автору наиболее важ­ными.

Пословица - малый жанр фольклора, краткое, законченное, образное из­речение обобщающего характера, поучительное жизненное наблюдение, приме­нимое к различным случаям и ситуациям. Пословицы могут быть народными и авторскими.

Поучение жанр древнерусской литературы, в назидательной форме пере­дающий мысли автора.

Поэзия особая организация художественной речи, которая отличается стихотворной формой, наличием ритма и рифмы; лирическая форма отражения действительности. Часто термин употребляется в значении "произведения раз­ных жанров в стихах". Передает субъективное отношение к жизни, на первом плане - образ-переживание.

Притча - небольшой рассказ нравоучительного характера, содержит поу­чение в иносказательной, аллегорической форме. Является одним из способов выражения морально-философских суждений автора и часто используется с це­лью прямого наставления читателя в вопросах человеческого и общественного поведения; широко распространены притчи с религиозным содержанием.

Проза - форма художественной речи или вид художественного текста без явно выраженных признаков регулярного ритма. Для нее характерна жизнен­ная достоверность, "обыкновенность” языка и стиля. Изображает повседневное бытие людей в его сложности н многогранности, тяготеет к описанию событий, характеров, детялей, которые организуются в сюжет. В центре внимания авто­ра - образ-характер. Выделяются три основных вида прозы: рассказ, повесть и роман.

Пролог - предисловие, введение к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; эмоционально настраивает читателя на восприятие произ­ведения.

Развязка - заключительный момент в развитии действия, конечное по­ложение повествования, финальный эпизод, в котором описывается разреше­ние конфликта или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. Развязка может быть счастливой или несчастливой, вытекать из логики расска­занного или быть неожиданной.

Рассказ - прозаическое произведение малого объема с динамическим разви­тием сюжета, небольшое по объему повествование, посвященное обычно одному эпизоду или нескольким событиям из жизни героя произведения. Действующих

ЛИЦ немного, описываемое действие ограничено во времени, большое значение придается концовке, которая является выводом из рассказанного.

Реализм творческий метод в литературе и искусстве, военове которого реа­листическое воссоздание действительности в конкретных образах, воспроизве- демие жизни в ее закономе|*ностях. типических чертах н свойствах. Стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях и развитии, изобра­жение человека в его взаимодействиях со средой, внутренний мир персонажей отражают приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени. Реализму присущи историзм и большое разнообразие художе­ственных форм.

Ремарка - краткое указание или пояснение автора, описывающее поступ­ки персонажей драматического произведения, интонацию, жесты, обстановку действия. Ремарки дополняют и уточняют основной текст, служат для выражо мин авторской оценки, его видения происходящего в произведении.

Реплика - высказывание, речь действующего лица драмитичоского произ­ведения. обращенная к другим персонажам.

Рефрен - повторение стиха или ряда стихов обычно в конце строки.

Ритм повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интона­ционных. синтаксических единиц, периодическое повторение ударных и безу­дарных звуков и других элементов стихотворной речи через определенные про­межутки. создающее упорядоченность ее звукового строя.

Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк, одинаковое или сходное звучание окончаний стихов. Рифмы различаются но месту ударения, созвучию и способу рифмования.

Роман - большое эпическое произведение, в котором изображается всесто­ронняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни, одна из больших форм эпического рода литературы. Характерные свойства романа: разветвленность сюжета, охват широкого круга жизненных явлений, проблем и конфликтов, значительная временная протя­женность действия, множество персонажей, широкая социально-историческая проблематика. Один из наиболее распространенных жанров в литературе. Различают романы семейно-бытовые, исторические, авантюрные, философ­ские, соцналыю-психологические, любовные, роман-эпопею и т. д.

Романтизм творческий метод в литературе и искусство, в основе которо­го стремление личности к свободе, духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира. Один из основных признаков романтизма - трагическое двоемирие: герой осознает не­совершенство мира и людей, страдает от общеиия с ними и в то же время желает жить в этом несовершенном мире, мечтает быть понятым и принятым, мучи­тельно переживает разлад с действительностью. Провозглашение культа чело­веческой личности, сложной и глубокой, утверждение человеческой индивиду­альности, открытая субъективность, взгляд на жизнь "сквозь призму сердца.

Романтика - мировоззрение, мироощущение человека, в котором суще­ственная роль отводится мечтам, стремлению к идеалам, высшим духовным ценностям, предполагает критическое отношение к действительности. Прямое выражение нашла в романтизме, однако является важным элементом и реали­стического художественного метода, так как не является аналогом романтиз­ма.

Сарказм - злая и язвительная насмешка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры. Сарказм обнаруживает и подчеркивает неблаго­видность поведения или побуждений людей.

Сатира - разновидность комического, наиболее беспощадно осмеивающая человеческое несовершенство. Сатира выражает резко отрицательное отноше­ние автора к изображаемому, предполагает злое высмеивание обрисованного в произведении характера или явления.

Сентиментализм - литературное течение, признающее основой челове­ческой природы чувство, а не разум. Важнейшее свойство - стремление пред­ставить личность в движениях души, мыслях, переживаниях. Подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ естественных чувств, утверждение нрав­ственной чистоты, неиспорченности простолюдинов, открытие богатства духов­ного мира представителей низших сословий. Идеализация патриархального быта, распространение элегических настроений, просветительский характер, введение в литературный язык разговорных форм.

Силлабическое стихосложение - слоговая система стихосложения, осно­ванная на равенстве числя слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге; длина стиха определяется количеством слотов.

Силлабо-тоническое стихосложение - слогоударная система стихосложе­ния. которая определяется количеством слогов, числом ударений и их располо­жением в стихотворной строке. Основана на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов. Различаются двухсложные и трехсложные размеры.

Стиль - сквозной принцип построения художественной формы, опреде­ляющий целостность и единый тон произведения. Проявляется в темах, идеях, характерах, изобразительно-выразительных средствах языка и т. д. Стилевая определенность характерна и для отдельного произведения (стиль произведе­ния). и для творческой индивидуальности художника слова (стиль писателя), и для группы произведений различных авторов (стилевое течение), и для литера­турной эпохи (стиль древнерусской литературы).

Стопа - устойчивое сочетание ударного слога с одним или двумя безударны­ми, которое повторяется в каждом стихе. Стопа может быть двухсложной или трехсложной, ослабленной или усиленной.

Строфа - повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; дополнительный ритмический эле­мент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Наименьшая строфа - двустишие. Зрительно на письме строфы отделяются одна от другой увеличенным интервалом.

Сюжет - совокупность событий в художественном произведении, пред­ставленная в определенной последовательности, раскрывающая характеры дей­ствующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Сюжет тесно связан с идеей произведения и является способом ее реализации.

Тема - круг явлений и событий, образующих основу произведения, объект художественного изображения, то. о чем повествует автор и к чему хочет при­влечь внимание читателей.

Тематика - постоянный круг тем в творчестве отдельного автора, группы авторов или в литературе той или иной эпохи (бытовая, социальная, историче­ская тематика и т. д.).

Тин художественный образ, в котором отражены какие-либо социаль­но значимые, всеобъемлющие человеческие свойства и качества, изображение представителей определенных социальных групп в облике конкретного челове­ка, воплощение в персонаже одной или нескольких доминантных черт. состав­ляющих повторяющиеся признаки человеческого характера.

Типизация способ художественного обобщения действительности и вы­ ражения се характерных черт в конкретных образах; важнейшее средство пре­ ображения правды жизни в художественную правду литературного произведе­ ния.

Течение литературное - устойчивая разновидность литературного на­правления, являющая собою художественную общность определенной стиле­вой манеры в пределах одного и того же направления. Характеризует общность духовно-эстетического содержания в национальной литературе, объединяет группы писателей (например, гражданский романтизм как разновидность ро­мантизма в русской литературе).

Тоническое стихосложение - система стихосложения, в основе которого ра­венство ударных слогов в строке. Длина стиха определяется количеством удар­ных слогов, число безударных слогов произвольное. Основные тонические фор­мы: акцентный стих, дольник, тактовик. Широкое распространение получило в фольклоре и в поэзии начала XX в.

Трагедия - разновидность драматического произведения, в основе которой острый неразрешимый конфликт личности героя с жизнью или с самим собой.

В этом конфликте герой - цельная и сильная личность - не способен отступить, поэтому гибнет, но одерживает моральную победу. Трагедия призвана отразить торжество духа человека, вызвать скорбь у зрителей и душевное очищение чело­века через страдание - катарсис.

Трагическое - эстетическая категория, в основе которой наличие кон­фликта в жизни человека, который не может быть разрешен. Последствии этого конфликта могут быть катастрофичны для героя, но его несгибаемое мужество перед лицом неминуемого поражения становится основанием для веры и надеж­ды зрителей или читателей.

Традиция литературная - преемственная связь между старыми и новыми явлениями в жизни и литературе, сознательная ориентация на художественные ценности прошлого, элементы литературного наследия, передающиеся от поко­ления к поколению поэтов и писателей.

Тропы - слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе тропа - сопоставле­ние предметов и явлений; разновидности тропов: сравнение, эпитет, метафора, ирония, гипербола и т. д.

Фабула - событийное ядро художественного произведения, его жизненный или литературный материал, краткое содержание повествования. Фабула вы­полняет организующую функцию, объединяя детали сюжета в определенную последовательность.

Характер художественный - образ человека, представленный в литератур­ном произведении с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуально­го. объективного и субъективного, а потому позволяющий воспринимать пер­сонаж как живое лицо. Художественный характер - это одновременно и образ человека, и авторская мысль. Не является аналогом характера в психологии.

Хорен - двухсложный стихотворный размере ударением на первом слоге.

Школа литературная группа писателей, которых объединяет идейно- эстетическая близость и наличие общей творческой программы ("озерная шко­ла" в английском романтизме, русская школа критического реализма и др.).

Экспозиция - введение в действие, изложение событий, необходимых. для понимания происходящего в дальнейшем, изображение условий и обстоя­тельств. предшествовавших непосредственному началу действия.


Элегии - лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интим­ные переживании человека, проникнутое нестроением грусти. Наиболее распро­страненные темы элегии: созерцание природы, философские раздумья о жизни, сожаление о прошедшей или неразделенной любви.

Эпиграф - короткий текст, часто цитата, помещаемая перед текстом про­изведения, выражающая основную идею, настроение всего художественного произведения. Эпиграф задает тон. намекает на то, что будет описано в произ­ведении.

Эпилог - заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основ­ного сюжетного действия. В эпилоге иногда дается оценка изображаемому. Он строится в форме сообщения, без выведения персонажей на сцену.

Эпитет - художественное поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор желает обратить внимание с целью усиления выразительности поэтической речи.

Эпос - один из основных родов художественной литературы наряду с ли­рикой и драмой. Отражает действительность в форме повествования о человеке, его судьбе и событиях, в которых он принимал участие. Основные жанры эпо­са: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, басня. Термин "эпос” упо­требляется также в значении рода устного народного творчества, в котором в идеализированной форме рассказывается об исторических событиях и подвигах героев прошлого.

Юмор - мягкая форма комического; смех, не ставящий целью обличение явлений: добродушное посмсивание, сочетающее насмешку с сочувствием.

Ямб - двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Самый распространенный размер русской поэзии - четырехстопный ямб.


Литература для ннеклассного чтения

Литература средних веков и эпохи Возрождения

1. Калязинская челобитная

2. Задонщнна

3. Повесть о Ерше Ершовиче

4. Сказание о Борисе и Глебе

5. Житие Бориса к Глеба

6. Повесть о Горе-Злосчастии

7. Повесть о Фроле Скобесве

8. Повесть о разорении Рязани Батыем

9. Роман о Тристане

10.Шекспир У. "Ромео и Джульетта”

Классицизм и сентиментализм в литературе

1. Мольер ЖБ. "Скупой"

2.Ломоносов М. В. "Разговор с Анакреоном", "Памятник", "Утреннее раз­мышление о Божием величестве"

3.Державин Г. Р. "Приглашение к обеду”, "Властителям и судиям”, "Река времен", "Видение мурзы”

4.Фонвизин Д. И. "Бригадир"

5.Радищев A. II. "Вольность”

6.Карамзин Н. М. "Марфа-посадница”

Романтизм в литературе

1.Байрон Дж. Г. "Шильонскнй узник”, "Паломничество Чайльд Гарольда”

2.Шиллер Ф. "Коварство к любовь”

3.Лажечников И. И. "Ледяной дом”.

4.Жуковский В. А. Стихотворения. Баллады

5.Пушкин А. С. "Руслан и Людмила"

6.Вельтман А.Ф. Романы

7.Рылеев К. Ф. "Ольга на могиле Игоря"

8.Кюхельбекер В. К. "Лес”

9.Лермонтов М. Ю. "Беглец". "Кавказский пленник"

10.Гоголь Н. В. "Портрет"

11.Гофман Э. "Песочный человек", "Крошка Цахес”

12.По Э. "Убийство на улице Морг”, "Золотой жук"

13.Дойл А. К. Новеллы о Шерлоке Холмсе

14.Стендаль. "Вашим Ваиинн”

От романтизма к реализму

1.Гете И. В. "Фауст”

2.Пушкин А. С. "Выстрел”, "Арап Петра Великого"

3.Гоголь II. В. "Повесть о том. как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Женитьба"

4.Толстой Л. Н. "Казаки"

5.Тургенев И. С. "Свидание”. "Ася”

6.Булгаков М. А. "Жизнь господина дс Мольера"

7.Ахматова А. А. "Читая Гамлета"

8.Цветаева М. И. "Диалог Гамлета с совестью"

9.Пастернак Б. Л. "Гамлет”

10.Заболоцкий Н. А. "Некрасивая девчонка"

11.Казаков Ю. II. "Во сне ты горько плакал...". "Осень в дубовых лесах"


Неоромантизм в литературе

1. Достоевский Ф. М. "Сон смешного человека”

2. Короленко В. Г. "Без языка", "Слепой музыкант"

3.Бунин И. А. "Маргарита прокралась в светелку”

4.Гумилев Н. С. "Ольга", "Маргарита”

5. Грин А. "Алые паруса”. "Бегущая по волнам”

Русская литература Казахстана

1.Иванов Вс. "Слово о полку Игореве". "Киргиз Тсмсрбей”

2. Шухов И. П. "Ненависть”

3. Рожицын Ю. М. "Прощеное восресенье"

4. Герт Ю. М. "Приговор”

5. Белъгер Г. К. "Перед далью”

6. Шмидт А. Лирика

7.Киктенко В. Лирика

8.Веревонкин Н. Рассказы

План урока литературного чтения. 7 класс с казахским языком обучения.

Тема: Каким должно быть детство? Рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»

Цель урока: формирование умений анализировать прозаическое произведение с использованием теоретико-литературных знаний через создание творческих исследовательских работ.


Задачи:

познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;

определить жанр рассказа, дать понятие «портрет литературного героя»;

рассмотреть безрадостное детство главного героя в рассказе;

познакомить с картинами русских художников на тему «трудного детства»;


провести исследовательскую работу по определению особенностей художественного стиля Л.Н.Андреева;

отрабатывать навыки работы с текстом: анализ эпизода, характеристика

литературного героя;

развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения;

проследить связь литературы с живописью, историей;

воспитывать нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;

Тип урока: урок – исследование.

Методы и приёмы : словесный, поисковый, творческий, наглядный; подготовка презентаций, выразительное чтение, работа с текстом,

Оборудование урока: портрет Л.Андреева, толковый словарь С.И. Ожегова, текст рассказа, бейджики «Литературоведы», «Биографы и историки», «Искусствоведы», надписи на столах, слайды учащихся, выставка книг(«Ванька» Чехова, «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко, «Школьник» Н.Некрасов, «Детство» А.М.Горький; план анализа литературного героя, литературные термины.

Ход урока

  1. Оргмомент. Психологический настрой. «Долгожданный дан звонок…»
  2. (прослушивание чтения рассказа артистом ) (4 мин)

— Что за запись вы прослушали сейчас, ребята?

(Прочитан фрагмент из произведения Л.Андреева «Петька на даче»)

  1. Вместе с учениками называем тему урока, ставим задачи : ознакомить с проведённой предварительной работой по теме урока, проанализировать эпизоды произведения через использование поисково – исследовательских приёмов и ответить на главный вопрос урока: «Каким должно быть детство?»
  1. Опрос дом задания. Гонг по знанию текста.

— О ком говорится в произведении? (О мальчике Петьке)

— Сколько лет Петьке? На сколько лет он младше Николки? (10 лет, на 3 года)

— Как зовут маму Петьки, кем она работает? (кухарка Надежда)

— Сколько персонажей в рассказе? Кто они? (10 — Осип Абрамович, Мама Надежда, Петька, Николка, посетитель, Митя, барин и барыня, Прокопий и Михаил,)

— Узнайте портрет: «…курил папиросы, сплёвывая через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно врал» (Николка)

— Узнайте портрет: «…глаза его давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто – нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим» (Петька)

— Кто такой Митя? (гимназист из Старого Царицына, друг Петьки)

— Чем занимался Петька на даче?

(Ловил рыбу, купался в речке, с Митей «исследовали развалины дворца»)

Вывод: Ребята, вы показали, что очень внимательно прочли произведение и хорошо знаете его содержание.

  1. Демонстрация слайдов учениками. Сбор материала по теме.(7-9 мин)
  1. Исследовательская работа по группам.

Задание команде «Биографы»:

(Антитеза

Приём контраста

Примеры из рассказа: жизнь в парикмахерской и жизнь на даче, грязный город – природа на даче, жизнь богатых и бедных, Осип Абрамович то призрак, то факт – реальность.

(сказать о грязной руке, репликах, словах, которые говорят об однообразии жизни и наоборот, причастиях и деепричастиях, которые помогают полнее, выразительнее представить образ);

(Грязная рука, внешность, поднос с водой, отрывистый и резкий крик «Мальчик, воды!», если работал Осип Абрамович, хозяин парикмахерской, а если кто-нибудь из подмастерьев — шёпот становился громким и принимал форму угрозы: «Вот, погоди!»

Это значит, что мальчик недостаточно быстро подал воды и его ждёт наказание)

– Вы отметили в слайдах, что писатель строит фразу таким образом, чтобы мы точно и быстро представили картину происходящего и характеры героев. (О роли причастий и деепричастий)

Найдите по тексту портрет литературного героя, прочтите, найдите описание города, дачи, природы и скажите, с какой целью писатель использует их в тексте.

(В городе) Портрет: он все больше худеет, на стриженой голове пошли нехорошие струпья, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные – прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.

(На даче) Портрет : глаза давно перестали казаться сонными, морщинки пропали, как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Поправился, хотя ел совсем мало.

При описании пейзажа показать использование приёма контраста.

— Какие картины природы проходят перед Петькой, когда он едет в поезде?

Небо, точно с крыши смотришь;

Беленькие радостные облачка, как ангелочки;

Река, похожая на зеркало.

Задание «Историкам»:

— Вы отметили в слайдах, что «Мир ребенка хрупок и беззащитен. Он неспособен самостоятельно противостоять злу, насилию, лжи. Ему так необходима надежная опора и действенная защита».

Как вы считаете, каким должно быть детство? Прокомментируйте ваши иллюстрации к рассказу. Какие нравственные проблемы ставит Андреев? Как нужно относиться к детям?

(дети слабые, беззащитные, их надо жалеть, оберегать, любить)

Напишите свою программу: «Каким должно быть детство?»

(на выполнение заданий 10 минут, затем отвечает одна группа, остальные слушают, дополняют)

Вывод по данному виду работы:

Ребята, все справились со своими задачами. Отметить все положительные моменты в работе. Оценивание групп.

Вывод по уроку: В рассказе «Петька на даче» Леонид Андреев описывает трудное, тяжелое, безрадостное детство героя. Но не только Леонида Андреева волновала эта тема. Как вы поняли многие писатели, художники, композиторы 19-20 веков отражали на страницах своих произведений детство ребят в эпоху крепостного права. Мы, кроме этого рассказа, читали ещё рассказ Чехова «Ванька». Вы видите, что в отличие от Ваньки, Петьке посчастливилось вырваться на волю, узнать беспечные радости детства. И жить ему станет ещё печальнее после того, как лишат его этих радостей. В изображении Андреева переживания мальчика трагичны. В рассказе писатель поставил острые социальные проблемы общества. Рекомендую вам прочитать и другие книги по данной теме, например: «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко, «Школьник» Н.Некрасов, Горький «Детство», а также и другие рассказы Андреева «Ангелочек», «Гараська и Баргамот». Каждый из них писал по-разному, но каждого волновала нелегкая детская судьба. Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему.

Рефлексия. Скажите, а вы счастливы, ребята?

— Да, потому что у нас выполняются социальные программы и государство заботится о детях.

  1. Итоги урока. Оценки по группам.

ПОРТРЕТ (от фр. рortrait — портрет, изображение ) — в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Характер П. и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными (…) В лит-ре чаще встречается психологический П. , в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. (Словарь литературоведческих терминов, 1974.)

Художественная деталь - это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

Литературный герой – действующее лицо художественного произведения. Именно он, его жизнь, труд, борьба — в центре внимания писателя.

Антитеза — художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста.,

Приём контраста (франц. contraste - резкое отличие) - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.

Задание команде «Биографы»:

— Вы отметили в слайдах, что «определяющим принципом его ранних рассказов является принцип двоемирия». Проанализируйте эпизоды рассказа и докажите, что рассказ можно поделить на две противоположные част, используя следующие термины:

(Антитеза — художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста.,

Приём контраста (франц. contraste - резкое отличие) - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.

Задание команде «Литературоведы»:

— Вы в слайдах отметили, что Андреев является мастером художественной детали. Исследуйте эпизоды рассказа и докажите это.

— Найдите в тексте рассказа детали, с помощью которых ярко представляешь себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?

– Вы отметили в слайдах, что писатель строит фразу таким образом, чтобы мы точно и быстро представили картину происходящего и характеры героев.

Задание команде «Искусствоведы»:

— Вы узнали, что такое «портрет в литературе», «литературный герой», узнали о таком виде искусства как живопись.

Найдите по тексту портрет литературного героя, прочтите, найдите описание города, дачи, природы и скажите, с какой целью писатель использует их в тексте. При описании пейзажа показать, как писатель использовал приёма контраста.

— Выполните творческую работу, с помощью смайликов изобразите, как меняется портрет, и соответственно, состояние души Петьки.

Задание «Историкам»:

— Вы отметили в слайдах, что « Мир ребенка хрупок и беззащитен. Он неспособен самостоятельно противостоять злу, насилию, лжи. Ему так необходима надежная опора и действенная защита ».

Какие проблемы ставит Андреев в рассказе?

Прокомментируйте ваши иллюстрации к рассказу

Как вы считаете, как нужно относиться к детям?

Напишите свою программу: «Каким должно быть детство у человека?»