Меню
Бесплатно
Главная  /  Обучение  /  О славе человеческой и славе божьей. Уроки Торы: почему доброе имя лучше богатства? Доброе имя лучше богатства значение

О славе человеческой и славе божьей. Уроки Торы: почему доброе имя лучше богатства? Доброе имя лучше богатства значение

1. Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Большинство людей, всерьез задумывающихся о жизни, признают, что за всем стоит Бог. На бездушную материю Он воздействует физической силой, на диких животных - инстинктами, на разумных существ - побуждениями, подобающими их способностям, на искупленных Своих - благодатью. Эта притча - лишь один пример Божьего провидения. Раньше мудрец говорил, что человек целиком зависит от Бога, теперь он показывает, как эта истина действует в конкретном случае: сердца царя находится под Божьей властью.

Метафора «потоки вод» очень точно описывает, как Бог действует. Поток начинается с небольшого ручейка, который не может повернуть даже ручной жернов, а значит, не может намолоть порцию муки для дневного пропитания одного человека. Но, разрастаясь благодаря притоку других ручьев и потоков, он может поворачивать сотни мельниц, давая пищу тысячам людей. Помышления сердца царя сначала - это просто идея о том, как сделать жизнь своих подданных лучше. Затем идея перерастает в конкретное дело. Верховный Владыка руководит делами даже самого деспотичного правителя, направляет их к Своей цели, подобно тому, как русло направляет потоки вод.

Скорее всего, Соломон в этой притче имеет в виду оросительные каналы. Поток воды беспрепятственно движется по руслу канала. Так и Бог направляет сердце царя как Своего представителя, не отнимая у него свободы воли в поступках.

История нашей благословенной, хотя и оклеветанной ныне, Реформации - еще один яркий пример того, как Бог руководит сердцем монарха. Бог использовал Генриха VIII, чтобы совершить Свое дело, сын короля тоже стал посредником божественного провидения и продолжил это великое свершение. История учит нас возлагать все бремена Церкви на ее Главу и радоваться тому, что не цари властвуют, а Царь царей.

2. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Мы должны быть благодарны за повторение (см. 16:2) этой важной притчи. Она чрезвычайно ценна, потому что исследует мое сердце и испытывает дух. Сердце настолько лукаво, что не только обольщает других, но и себя тоже. Каждый думающий христианин знает это по своему опыту. За один и тот же поступок мы судим себя и своего ближнего совершенно по-разному. Мы убеждены, что у нас были причины поступить так. Оправдывая себя, мы в то же время осуждаем других людей за то же поведение. Поэтому нужно постоянно молиться, чтобы Бог исследовал, испытал нас и открыл нас самим себе (Пс.138:23). Никто в мире не делает столько ошибок, сколько мы сами. Но быть оправданным Богом - великая милость!

3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. Хотел ли Соломон принизить значение жертвоприношения? Никто так высоко не ценил его, как он (см. 3Цар.3:4; 8:64). Жертвоприношение было установлено как символ великой жертвы за грех (Евр.10:11-12). Но оно никогда не предназначалось для того, чтобы занять место послушания, которого требовал закон Божий. Однако человек быстро извратил предназначение этого установления. Скоро он заменил самоотречение сердца приношением быков и козлов. Израиль соблюдал обряды, продолжая ходить в грехах Содома и Гоморры.

Жертва не может заменить любви к Богу. Мы должны задать себе вопрос, не поклоняемся ли мы формально. Может быть, вы слышите призыв отказаться от мертвой религиозной формы и искать живой силы праведности? Каин принес жертву, но не сердце. Помните, что обряды всегда норовят занять место посвященного сердца, и это обольщение исходит от лукавого. Пусть ваше сердце пребудет с Богом.

4. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех. Ошибиться невозможно: Божья мысль ясна! Однако этот грех принимает столько различных форм, что до тех пор пока Дух Божий не откроет человеку самого себя, тот и не подумает, что эта про него. Более того, он гордится своей надменностью!

Беда такого человека не только в гордости очей и надменности сердца. Грех поразил даже его бытовую жизнь. Светильник нечестивых - грех! Как такая простая вещь может быть греховной? Побуждение определяет действие. Самые естественные действия оцениваются с точки зрения веры, они имеют нравственную окраску в зависимости от мотива. Если в ваших действиях нет благочестивого мотива, вы согрешаете. «Священное намерение для действий человека то же, что душа для тела, содержание - для формы, корень - для дерева, солнце - для мира, исток - для реки, фундамент - для здания. Если первого нет, то последнее не имеет жизни: тело становится трупом, форма пустотой, дерево бревном, мир тьмой, река сухим руслом, здание развалинами, а действие грехом, бесполезным и никчемным» (епископ Тейлор).

Нам дан принцип: праздность - это грех (2 Фес. 3:10). Но и труд - это грех неверия, если он совершается без Бога. Видимый результат труда хорош, но мотив портит все старания. Если источник горький, что сделает воду сладкой? Греховность порочит любое доброе намерение сердца христианина, но здесь идет речь о самом грехе. В первом случае, это неспособность идти по прямому пути, в другом - хождение по кривым путям. В случае нечестивых «Бог считает грехом как принятие пищи, так обжорство; как питие, так и пьянство; как деловые отношения, так и алчность и неумеренную любовь к миру» (Хопкинс). Состояние такого человека вызывает ужас. Если бы только он увидел это! Молится ли он, либо пренебрегает молитвой - и то, и другое равно мерзость. Он не может не грешить, однако несет полную ответственность за свои грехи. Разве он не должен исполнять свои обязанности? «Бессилие человека не должно ни создавать предубеждения против Божьего всевластия, ни преуменьшать обязанности человека» (Рейнольдс). Что же ему остается делать? Он должен узнать, что необходимо родиться свыше. Пусть нечестивый ищет великого Врача, исцеляющего словом (Мтф. 8:3) и Своей кровью очищающего от всякого недуга (1 Ин.1:7). Как только очистится естество человека, дела его станут чистыми.

5. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. В Книге притч прилежные, как правило, противопоставляются ленивым (10:4; 12:24, 27; 13:4), но здесь им противопоставлен торопливый человек. Помышления и прилежного, и торопливого приносят плод. У первого они ведут к изобилию, у второго - к лишению. Терпеливый, трудолюбивый, работящий человек упорствует в своем труде, не взирая на препятствия. Он довольствуется тем, что собирает свое богатство медленно. Он не расслабляется и не падает духом. Такое усердие, когда Бог его благословляет, приносит великую пользу. «Надеяться обеспечить свою семью без упорного труда - все равно, что ожидать, когда с неба пойдет дождь из серебряных монет» (Суиннок).

Торопливые тоже могут быть прилежными до определенной степени. Но как леность порочна, так торопливость полна недостатков. Она заставляет человека совершать необдуманные поступки. Наш английский философ советовал «измерять работу реальным временем труда, а не временем простоя». Понаблюдав за тем, как люди спешили закончить работу, он сказал: «Не торопитесь так, мы же хотим закончить поскорее. Делать все вовремя - значит экономить время, необдуманные действия бесполезны» (лорд Бэкон).

Мирская торопливость - великое зло. Часто она побуждает человека браться за воплощение глупых планов. Мы же должны бежать по предлежащему поприщу не с торопливостью или поспешностью, но с терпением (Евр.12:1). Торопливость - это обман, который заканчивается огорчением. Нет ничего важнее всеобъемлющего действия благодати, которая приносит обильный плод во славу Божью.

6-7. Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти. Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. Здесь Соломон красочно показывает, как поспешность ведет человека по своим неровным путям к бедности. Сокровище, добытое лживым языком, становится ловушкой. Прибыль неправедности - это никчемное приобретение, ибо гнев Божий подмешивает горечь и желчь к награде за грех. Иуда постарался избавиться от неправедно полученного богатства, потому что оно стало невыносимым проклятием. Однако убежать от мучительных угрызений совести ему не удалось.

Нечестивые словно ищут себе в награду смерть. Они как будто любят путь, ведущий к вечной погибели. Каждый их грех - шаг к краю пропасти.

8. Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. Взгляните на поразительный контраст между человеком, живущим по природе, и человеком, живущим по благодати. Кто может утверждать, что человек ныне такой же, каким был, когда только вышел из руки Создателя? Ведь он отвернулся от Бога и последовал своему самоволию.

Но, перерожденный благодатью Божьей, он исполняет волю Бога. Он теперь живет для Бога и стремится в небо. Боже мой, покажи мне меня, только так, чтобы я мог снести это зрелище; помоги мне смириться и всегда держаться моего Спасителя, постоянно пользоваться Его драгоценной кровью, непрестанно покрывать себя Его чистой и совершенной праведностью.

9. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. Грустно, когда люди, которые приняли решение жить вместе, не могут жить в мире. Многие страдают от этого. Принимая важное решение о вступлении в брак, они не ищут Божьей помощи, не просят жену у Господа, поэтому Бог ее и не посылает. В результате они женятся, но их брак и не приносит благословения. Запрещенные удовольствия, скупость и беспутность влекут за собой несчастье, которое кажущиеся преимущества - богатство или положение в обществе - ни на мгновение не могут исправить.

И мужу, и жене следует посвятить себя Богу, чтобы найти единственный безопасный путь к счастливой семейной жизни.

«Награди меня, как знаешь и кем хочешь» (Златоуст). Быть счастливым можно только тогда, когда обоюдная любовь основана на Божьих установлениях. Супруги должны помнить: страсть - ничто, терпение - все. Муж, требуя подчинения, будет помнить, что он нашел не рабыню, а жену. Жена не забудет о «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:4).

10. Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его. Здесь изображен сам сатана. Он не просто творит зло - он желает зла. Зло естественно для нечестивых, потому что такова их природа. Они жаждут предаваться своим похотям, ибо в этом их высшее наслаждение.

Не найдет милости в глазах его и друг его. Его любовь не выходит за порог дома. Он сметает со своего пути всех и вся, кто мешает ему добиться своих эгоистичных целей. Другу и брату приходится уступать дорогу его себялюбивым удовольствиям.

Таков грех, такова его ужасная суть и таковы пагубные плоды. Но посмотрите на человека Божьего, сердце которого расширено и смягчено влиянием Евангелия. Пусть же таких людей будет больше в Церкви Божьей!

11. Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. Похожую притчу мы уже встречали (19:25). Там шла речь о Божьем промыслительном наказании. Ни один удар Его жезла не остается бесполезным. Один и тот же удар приводит к разным последствиям. Им наказывается кощунник, но в то же самое время вразумляется мудрый. Сама идея благодати Божьей - объект насмешки и презрения для кощунника. Не стоит удивляться, что дерзкого преступника ждет наказание.

Мудрый, хотя он уже научен Богом, взращивает свое знание, ежедневно внимая наставлению. Среди самых полезных уроков - наставление жезлом. Мудрого жезл вразумляет, а не наказывает.

12. Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. Свершение промысла Божьего часто заставляет нас недоумевать. Часто верующий не понимает, почему нечестивые благоденствуют, в нем рождаются дерзкие мысли о Боге (Пс.72:2-14). Но когда человек, доверяющий Богу, смотрит оком веры, он видит не только блеск сиюминутного успеха. Он видит не только благоденствие грешника, но и его гибель. Процветание его кратковременно, а крах неизбежен. Вера все это понимает.

13. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан. Если бы бедных людей не было, немалая часть Слова Божьего была бы написано напрасно, ибо в Библии много сказано о том, что мы должны сострадать и помогать бедным. «Мы должны не только помогать, но и сочувствовать. Мы должны жертвовать роскошью ради удобства ближнего, своим удобством - ради нужды ближнего, своими нуждами - ради беды ближнего» (Говард).

Глухое ухо - это жестокость и бесчувственность, равнодушие к несчастью. Считайте и долгом, и благословением служение бедным. Помогая им, вы сможете последовать примеру своего Господина (Мтф. 14:14-21). Алчность и чувственность ожесточают сердце. Сначала каменеет сердце, затем глохнет ухо.

14. Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость. Подарок тайный - тоже зло. Обе стороны виновны в грехе взяточничества. Дающий играет роль искусителя. Принимающий с готовностью преступает Божий закон (Исх.23:8). Человеческую похоть легко возбудить. Жадный человек перестает злиться, если его умиротворить подарками, особенно если сделать это втайне, сохранив его репутацию. Уязвленная гордость побеждается иной страстью - алчностью! Мы должны прилежно блюсти чистоту своего сердца, чтобы ходить перед Богом.

15. Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло. Праведник и правосудие соблюдает, и находит в этом радость. Он так же радуется о правосудии, как нечестивый - о зле. Но только праведник может этому радоваться. Ибо человек, который лишь на словах верит в Бога, служит Ему как раб. Бог знаком ему только как рабовладелец. Но когда христианин служит Богу, святость для него так же неотделима от счастья, как жар от пламени и лучи света от солнца. Так было в жизни нашего Господа, который с удовольствием совершал Божью волю. Если бы и нам, служителям Бога, чувствовать то же!

16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. Скорее всего, здесь описывается страшная гибель вероотступников. Бог показывает путь разума. Если сказано, что человек сбился с пути разума, значит, он когда-то шел по нему. По крайней мере, он получил наставление и исповедовал то, что идет по этой дороге. Намеренный уход от Бога заканчивается вечной смертью.

Состояние духовной смерти часто скрыто за соблюдением религиозных обрядов. Причина смерти заключается в том, что в жарком пламени религиозного рвения отсутствует живая вера. В молитве нет искренности, а потому нет и подлинного желания следовать за Богом. Несмотря на свет, знания и благословения, которые дает Бог, такой человек все равно сбивается с пути разума.

Действительно, падший человек блуждает. Берегитесь первого праздного шага и в учении, и в поведении. Вы можете, подобно слепым скитальцам Беньяна, сошедшим с пути и оказавшимся среди могил, закончить свой путь вероотступничеством в собрании мертвецов. Помните, если вы в собрании мертвецов, значит, скорее всего, вы рядом с себе подобными. Разве не умрут навечно все те, кто сознательно отказывается от мудрости?

17. Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. Значит ли это, что мы никогда не должны веселиться? Запрет на веселье и радость наверняка бы отвратил людей от веры в Бога. Но благочестивое веселье обычно для путей Божьих (3:17). Разве не должны мы радоваться земным утешениям? Бог дал нам все для наслаждения (1 Тим. 6:17). Однако, как ни странно, наслаждаться весельем вовсе не означает любить его или делать его целью всей своей жизни. Человек, целиком отдающий свое сердце веселью, встал на путь, ведущий к бедности. «Чем больше человек пьет мира, тем больше тот его пьянит» (Резерфорд). Духовное состояние - это наша слава. Личная святость жизненно необходима для духовного наслаждения. Итак, непрестанно помните, насколько пустыми могут быть удовольствия этого мира.

18. Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый. Выкуп, о котором здесь идет речь, - это замена, обмен (Пс.48:8-9). Иногда, по веским причинам, Бог затрагивает праведника тем же судом, что и нечестивого. Иногда наказание уготовано нечестивому ради того, чтобы отвратить бедствие от праведного народа (Иис. Н. 7:24-26). Также нередко благодаря Божьему карающему правосудию нечестивые попадают в бедствие, которое они замышляли против праведников (ср. 11:8). Иногда врагов Церкви Бог заставляет воевать друг с другом. Но в каком бы безнадежном, с человеческой точки зрения, положении ни оказалась Церковь, нельзя опускать руки. Ночь может быть темной, но грядет день, который воссияет полнотой Божьей славы.

19. Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. Соломон снова изображает семью, в которой нет мира (см. ст. 9). Помните, что, выбирая по уму или красоте и забывая о благочестии, вы лишаете себя гарантии Божьего благословения и счастья.

Наказание супругом или супругой научит нас не полагаться на себя (2Кор.12:7) и даст возможность поупражняться в благодати. Баксторф цитирует еврейскую поговорку: «Как может мужчина доказать крепость духа? Терпя сварливую жену». Когда Сократа спросили, как он выносит свою жену, он ответил: «Она учит меня и показывает, как я должен вести себя вне дома. Учась терпеливо сносить ее ежедневные капризы, я спокойней чувствую себя в обществе других людей».

«Семья иногда превращается в огонь. Она может стать самым трудным испытанием на свете» (Сесил). Но для того чтобы не расстраиваться по любому пустяку, нужно больше молиться и больше проявлять снисходительности. Это действенное лекарство от раздражительности. Мы также должны помнить, что Бог помогает нести крест. Кроме того, нужно с надеждой смотреть вперед, ожидая достичь дома, где царит вечный мир.

И здесь нужно поднять чрезвычайно важный вопрос: допустимо ли разводиться или просто жить в разных местах ради спокойствия и не нести свой крест? Соломон говорит, что лучше жить в земле пустынной, чем с женою сварливою и сердитою. У Иова была сварливая жена, но он так и не развелся с ней, хотя она советовала ему проклясть Бога (Иов.2:9). «Сатана не тронул его жену, потому что хотел, чтобы она была искусительницей и мучительницей своего мужа» (Генри). Иов не сбросил с себя этот супружеский крест, научился терпению, за что и получил похвалу.

Наш Господь вернул таинству брака его законное место. Он учил, что разводиться можно только по одной причине (Мтф. 5:32; 19:1-9). Оставить неверную жену можно за грех, но жену сварливую и сердитую следует терпеть как крест.

20. Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их. Любовь к земным сокровищам ведет к бедности (21:17). Но в то же время они, при правильном отношении, могут стать благословением от Господа (10:22), ибо благоразумие хранит от обмирщвления. Более того, безразличие к грядущему испытанию - это не вера, а глупость простака (22:3).

Даже в лачуге благочестивого бедняка иногда есть запасы муки и масла - это награда за христианское прилежание. Однако беден тот чертог, в котором Библия со своими хранилищами непостижимых богатств не стала главным сокровищем, а елей радости - наилучшим утешением. В доме, где этим сокровищем дорожат превыше всего, живет мудрый, пусть и бедняк. Сесил, секретарь королевы Елизаветы, сказал, покидая дом Бернарда Гилпина: «Там обитает столько счастья, сколько на земле возможно». В доме глупого человека такой радости не найти.

21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. Святость должна стать правилом нашей жизни, а не только религиозным долгом. Мы должны искать праведности с наслаждением, а не по обязанности. Она должна проистекать из сердца, из которого любовь изгнала страх. «Нашу волю влечет к Богу, и она любит это влечение. Ни один человек не станет жаловаться, что он в тюрьме, если у него на голове надета корона. Точно так же и нас Сын Божий сделал свободными, подчинив лишь служению и власти Духа. Мы свободны, как царские сыновья. У нас на голове корона из драгоценных камней. Наши цепи - на самом деле украшения, закон - закон свободы, а служение Богу - совершенная свобода. Чем лучше мы служим как подданные, тем больше правим как цари. Чем дольше бежим, тем легче становится ноша. Иго Христа - как перья для птицы. Они не тяжесть, а средство для полета, без них птица падает» (епископ Тейлор). Такая праведность - наша цель.

22. Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись. Мудрый военачальник знает, что мудрость превосходит мощь (24:5-6). Искусная тактика побеждает простую удаль. Иисус Навин при взятии города Гая проявил свой военный талант (Иис.Н.8:3-22). Похоже, Соломон слышал о мудром человеке, который в одиночку освободил город от власти могущественного царя.

Так и духовная мудрость, которая есть Божий дар, преодолевает пугающие трудности. Станем же воинами, сильными в Господе, оденемся во всеоружие Божье (Еф.6:10). Тогда победа гарантирована. Крепость будет взята.

23. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Мудрец часто напоминает нам, что мы несем ответственность за свой язык (10:14; 12:13; 13:3; 14:3; 17:20; 18:6-7, 21). Он делает это для того, чтобы мы постоянно проверяли свою веру в Бога (Иак.1:26). Состояние возрожденного сердца отражают слова. И напротив, когда сердце порочно, уста только усугубляют и без того нечестивое поведение человека. Язык - это необъезженная лошадь, которая несет своего седока в погибель. Если мы слишком поспешно раскрываем рот и говорим, что вздумается, страдает наш ближний, а Бог лишается славы.

Как же этого избежать? Ходить перед Богом. Лелеять любовь к Его заповедям. Использовать язык для служения Ему. Попросите Его благодати сейчас же, чтобы и обуздать, и использовать верно свой язык.

24. Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости. Здесь красочно изображен фараон, который надменно и гордо спрашивал, кто такой Бог, что он должен повиноваться Ему (Исх.5:2).

Но вести себя как фараон могут и Божьи дети. Бог не закроет глаза на их грех и не станет жалеть жезла. Слава их имени потускнеет. Они увидят, что Бог неодобрительно смотрит на них. Хотя царь Аса был предан Богу большую часть жизни, из-за греха его туча закрыла его солнце (3Цар.15:14; 2 Пар. 16:10-13). «Ибо Бог наш есть огонь поядающий» (Евр.12:29).

25-26. Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет. Мы уже не раз видели, какой позор ожидает лентяя. Алчба ленивца убьет его. Где нет усилий, не может быть и плода. «Он даже не может протянуть руку и взять, что хочет. Он предпочитает сидеть и умирать с голоду» (епископ Холл). Он живет желаниями, а не трудами. «Одним желанием предмет, находящийся на некотором расстоянии, не заполучить. В бездейственном желании нет жизни. Мертвое желание - это смертельное желание» (доктор Рейнольд). Но опасайтесь жадности ленивца. Его алчба несет смерть. А мы должны прибегнуть ко всем средствам благодати. Сэр Томас Мор произнес великую молитву: «Господи, помоги мне приложить усилия, чтобы приобрести то, о чем я постоянно молюсь».

Чтобы служить Господу, мы должны упражняться в вере. Упражнения дают духовную силу, при помощи которой мы должны продвигаться вперед. Даже если ты разочарован или обленился, сосредоточься на молитве, чтобы Бог восстановил Свою силу в тебе. Не может быть, чтобы Господь не ответил на такую молитву. Сознательно посвяти себя Ему. Пожертвуй всем, чем потребуется. Используй всякую возможность. Ибо пока ленивец сильно алчет для себя, праведник живет для Церкви Божьей. Он дает и не жалеет. Он будет благословением на земле (Ис.19:24).

Над следующим увещеванием стоит задуматься. «Наше сердце по природе своей далеко от Бога. Один шаг не приблизит нас к Нему. Нескольких минут формальной молитвы не достаточно, чтобы подкрепить нашу душу. Станем же опасаться лености. Из-за нее мы тратим драгоценное время на дороге, ведущей на небо. Потерянные дни скоро становятся годами, так можно опоздать и на брачный пир. Мы с готовностью взбираемся на высокую гору, прилагая неимоверные усилия, потому что хотим насладиться прекрасным видом и чистым воздухом. Давайте же будем взбираться на гору Сион, где сможем вдохнуть воистину живительный воздух, увидеть прекрасный Эдем с реками воды живой и цветущим деревом жизни. Пусть Господь наделит нас необходимой волей и энергией!» (Феликс Нефф).

27. Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее. Этот стих повторяет и развивает мысль одной из предыдущих притч (15:8). Никогда и ни при каких обстоятельствах не может Бог принять жертву нечестивых , ибо она не удовлетворяет ни одному из Его требований. В ней нет сердечности. Поклонение их - формально и лицемерно (Мтф. 15:7-9). Они не могут войти в присутствие Бога. Такое поклонение - самоправедное фарисейство.

Особенно когда с лукавством приносят ее. Это ухудшает грех вдвойне. Разум, над которым властвует грех, похож на заразную болезнь. Правда, иногда кажется, что жертва нечестивых принята. Но Господь видит глубины человеческого сердца и никогда не оставляет без наказания их тайные побуждения.

28. Лжесвидетель погибнет; а кто слушает его, погибнет навеки. Лжесвидетель спокойно смотрит на беззаконие, он не печется об истине. Бог обязательно накажет такого лжесвидетеля. И даже «человек приведет его в замешательство и закроет ему уста. И никто в будущем не примет его свидетельство» (Пул).

29. Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой. Дерзкое лицо, в котором нет стыда, которое не краснеет даже в присутствии греха, - это ужасное проявление ожесточенного сердца. Каин дерзко стоял в присутствии Бога, пока с его рук стекала кровь брата. Печально известный предатель обнаглел настолько, что посмел поцеловать святые ланиты нашего Господа. Какое дерзкое лицо было у этих злых людей! Они бесстыдно творили зло. Действительно, «мы не владеем собой. Настолько искусна наша воля, а лбы столь крепки, что, оставь нас Бог на милость нашей буйной природы, мы бы вскоре сгубили себя» (епископ Сандерсон).

Но дите Божье обладает духовной чуткостью. Если мы боимся продолжать путь сами, тогда мы предаем себя в руки Господа. Благочестивая простота просветляет око души. Если сердце служит Богу, оно найдет правильный путь. Человек нечестивый дерзок лицом своим против Божьих установлений, но праведного они ведут по прямому пути. Детское доверие дарует человеку Божье благоволение, которое прекраснее и величественнее, чем скипетр Правителя вселенной.

30-31. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа. История Церкви подтверждает истинность этих притч. «Решения Бога не могут поколебаться, несмотря на все козни человеческие. Сопротивляться им - все равно, что бороться с движением солнца» (Лаватер). Мудрость, разум и совет человеческий ни к чему не приведут, если их направить против Бога. «Они - пустой звук, если противостоят решениям и постановлениям неба» (епископ Патрик).

Лошадь может защитить, но не надо думать, что материальные средства защиты гарантируют нам полную безопасность во время войны. Пользуйтесь ими, но не делайте из них кумиров. Те, кто доверился им, позорно падут. Те, кто помнит, что их победа - от Господа, останутся стоять. В духовной войне важнее проявить доверие и зависимость от Бога. Спасение - от Господа. Оно - полная, окончательная и вечная победа над силами ада.

Корней Фризен , пресвитер, г. Москва

(Из проповеди на региональном братском в Москве в апреле 2006 г)

«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Прит. 22:1).

Это важное место Писания сегодня говорит нам о многом. Конечно, мы будем говорить не о буквальном значении имени.

У людей есть такая слабость: как-то выделиться, чтобы обо мне что-то сказали, чтобы стать известным на земле. Это заложено в природе человека. Павел учил: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23).

Надо избегать тщеславия. Надо трудиться так, чтобы внутри не было таких нечистых побуждений. Братья Иисуса говорили Ему: «Ибо никто не делает чего-либо втайне и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру» (Ин. 7:4).

Люди на земле стремятся к известности. Но христиане не призваны искать себе славы, потому что «как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» (Прит. 25:27).

Но хотим мы того или нет, слава о нас добрая или худая, будет ходить. Как жить на этой земле, чтобы о нас ходила добрая слава?

В то время братья Иисуса были неверующими. Они предлагали Ему шанс прославиться и подсказывали Ему, но Иисус стремился не к этому.

И наша жизнь на земле может принести нам известность, но какую? О конце Иуды Искариота тоже стало известно, хотел он такого позора или нет.

Мы заинтересованы, чтобы о нас сказали доброе наши дети или братья, но мы должны быть внимательны к тому, чтобы в этом не было нашей инициативы или какого пристрастия.

Иногда верующие стремятся проповедовать, или даже получить сан служения, потому что это престижно. Такие намерения приведут к печальному концу. Говоря о епископстве, Павел имел в виду жертвенность и посвящение себя Богу, чтобы отвергнуть себя, забыть себя и искать славы Тому, Кто умер за всех нас.

Илии священнику однажды было сказано: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1 Цар. 2:30).

Добрая слава лучше богатства, но тогда, когда Бог будет делать это, не мы сами. Лучше, старайся иметь похвалу от Бога. Зачем давать волю стремлению написать что-то о себе, чтобы заметили, что я что-то сделал, кого-то крестил. Мы сами, не отдавая себе в этом отчёта, стремимся показать себя, но скромно ли это? Лучше, когда другие и без нашего содействия увидят в нас свет. Если что-то или кто-то для нас дороже Господа, то это повредит нашей душе.

Я скажу о тех, которые не искали славы, они были скромны, незаметны и даже унижены среди людей, но в свое время Сам Бог возвысил их. Они даже не думали, что Бог может их прославить, но это случилось.

Иисус Христос сказал: «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин. 7:18). Сам Иисус указал нам на это. Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен.

Возьмём, к примеру, для нашего назидания, Книгу Есфирь. Это древняя книга, но в ней есть герои, о которых мы до сих пор вспоминаем. Слава сопровождала их, но они её не искали. Помните Есфирь и её двоюродного брата Мардохея, который взял её на воспитание? Она была младшей в семье, когда родители умерли, Мардохей взял её на воспитание. Он был благословенным, богобоязненным человеком, учил её закону Божьему. С помощью Господа ему удалось вложить в это юное сердце законы Божьей любви и они сохранились там до конца.

Дорогие! Как это важно сегодня для нас суметь вложить нашим детям не искать славы земной, но прославлять Бога, почитать и уважать своих родителей и жить в покорности. Даже тогда, когда они уже вырастут и у них будут свои семьи, чтобы у них внутри осталось почтение, уважение к старшим, тем, которые выше, которые жертвовали ради них.

Есфирь, придя в возраст, достигла царского достоинства. Это великая слава на земле, к которой стремились многие. Но Бог избрал и благословил Есфирь, отличив её перед другими. Она не забывала свой народ и по-прежнему покорялась Мардохею. «Не сказывала Есфирь ни о народе своем, ни о родстве своем, потому что Мардохей дал ей приказание, чтобы она не сказывала» (Есф. 2:10).

Обратим внимание на то, кого прославляет Бог. Бывает, только нам доверят какое-то служение, как мы тут же становимся независимыми и заносчивыми, получив дарование, перестаём считаться со старшими. Бог не даст доброй славы непокорным.

Царица Есфирь, достигнув высоты, продолжает всё так же слушаться своего двоюродного старшего брата. Бог поддерживает такую славу.

Когда возникла угроза для народа Божьего, она отдала себя в жертву и сказала: «Если погибнуть, то погибну. Я не могу не пойти за народ свой». Дай Бог, чтобы такая же любовь к народу Божьему была и у нас. Если мы что-то имеем на земле, если Бог нам что-то доверил, то надо, чтобы народ Божий был драгоценным для нас. Тогда наше имя будет в доброй славе у Бога и у людей.

Мардохей был богобоязненный, скромный человек, но он был тверд в вере и не стал преклоняться под чужое ярмо с неверными. При таком служении Бог прославляется и поддерживает человека. Если Бог прославляет кого-то, тогда это настоящая слава. Но когда человек сам стремится к славе, тогда он останется в позоре, и конец его будет печальным.

О Мардохее сказано: «Велик был Мардохей в доме царя, и слава о нём ходила по всем областям, так как сей человек, Мардохей, поднимался выше и выше» (Есф. 9:4). Он не преклонялся перед человеком, потому что он знал Того, Кому был обязан своей жизнью и искал угодить Ему.

Ни обстоятельства, ни люди, да не поколебнут моё стремление искать славы Тому, Кто принял позор, оплевание и умер за меня!

Бог прославил Мардохея, он стал вторым в царстве, великим в народе и любим у множества братьев, ибо искал добра народу своему. Вот в чём секрет доброй славы.

Хорошо, когда нас все любят и ценят, но это надо достигать не путём утверждения собственного авторитета, но скромным служением, как это делал Господь.

Если придётся кому-то ноги омыть, то это престижно, это не зазорно.

Когда о нас будет добрая слава, тогда жёны, дети, братья и все в церкви поймут тебя, не переживай. Когда будешь искать славы Божьей и правды Его, Бог отметит и возвеличит тебя. Не ищи этого! При наличии скромности Он приложит всё необходимое. Ему да будет слава! Аминь.

Доброе имя, во сколько его можно оценить? За сколько его можно купить или продать, и продается ли оно вообще? Вообще важно ли иметь доброе имя в жизни? На что оно влияет? Почему Дух Святой побудил Соломона написать этот стих? Есть ли человек который отказался от богатства ради приобретения доброго имени?

Доброе имя, насколько высока цена его, и как быстро его сегодня быстро разменивают с тем что является бесценно. Соломон предостерегает бедных и богатых в этом стихе, он как бы обращается: «Вы, у которых есть или нету богатства, доброе имя, которое у вас есть, оно лучше, оно предпочтительней большого богатства с плохим именем. Если у вас есть выбор произвести обмен доброго имени на богатство, не делайте, это того не стоит».

Добрая слава — лучше серебра и золота, она идет по пятам доброго имени, но ее видно издалека. Еще до того как будет видно имя, слава уже будет видна, и она будет говорить, всем кто увидит ее еще на горизонте о человеке за которым она идет. «Слава» есть у каждого, и она верный спутник имени, не зависимо от того какое оно. И от имени будет зависеть какая «слава», и что она будет говорить. Закхея знали все, о нем знали даже те, которые его никогда не видели. Соломона тоже знали везде, и о нем слава разносилась по всей земле, его богатство стало отражением доброго имени, которое он приобрел с годами…

На доброе имя стоит работать больше чем на богатство. Соломон показал шкалу его оценки, по которой мы должны оценивать людей. Ценности современного поколения изменяются, и с этими изменениями доброе имя заключили под зависимость богатства. Сегодня считается в мире, «Большое богатство лучше доброго имени». О как безумен этот мир. Нам, христианам, предстоит великая борьба внутри нас, и мы должны выйти победителями, мы призваны к осторожности, потому что можно произвести обмен и даже не заметить… Но, даже те которые потеряли доброе имя, у вас есть возможность вернуть его подобно Закхею, но вам придется многим пожертвовать, но это того стоит…

Весть от Бога. Здравствуйте Александр. Вот такой вопрос. В библии не мало говориться о совести. Что это? Хотелось бы послушать ваши рассуждения на эту тему. Спасибо. Приветствую всех участников группы Собрание. Вопрос очень интересный. Как раз буквально несколько дней назад мне прислали один видеоролик. Суть его такова. Человек рассуждает о том, от чего нам спасаться. От Бога? От диавола? Ещё от кого то? И призывает всех не слушать о библейском спасении, так как это придумано людьми для того что бы страхом держать их и управлять ими. В общем то он говорит что верит в Бога как в Творца, а всё остальное как бы человеческие нагромождения (имея в виду библию) . И как итог он говорит. Что надо слушать свою совесть и не делать ни кому зла. Слушать свою совесть. На первый взгляд это может показаться абсолютно верным. Верить в Бога и творить добро. В этом как бы есть даже что то библейское. Но как мне кажется стремление к такой цели, без какой либо общей основы очень опасно. Именно по этому Бог дал нам библию, в которой есть всё, что нужно нам для жизни и благочестия. Конечно кто то скажет. А как же с тем что каждый по своему толкует её? Ведь в христианском мире именно библия является предметом разделений. Именно на ней каждый основывает свои взгляды и на Бога, и на жизнь, и на совесть, и на различение добра и зла и т д. Тут надо отметить, что библия дана всем людям без исключения. Неверующим и верующим. Лукавым и честным, целомудренниам и блудникам, пьяницам и трезвенникам. Совестливым и бессовестным. Она Богом дана человечеству. Но правильно понимать её может только тот, кто кроток и смирён сердцем. Христос так и говорит. Придите ко Мне и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем. Совесть. Что это такое? Одна из составляющих этого слова ВЕСТЬ И часто люди,не отдают себе отчёта в том, что весть всегда кем то приносится. Весть не может быть сама по себе. Её кто то всегда приносит. К сожалению люди выделили совесть как что то самостоятельное. Своего рода личность живущая в человеке, которая осуждает его за что то нехорошее. Когда в человеке говорит совесть, то он чувствует себя очень плохо нравственно. То есть таким путём получается что совесть, это ВЕСТЬ, ВЛИЯЮЩАЯ НА ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА. Но если это так, то тогда возникает вопрос. Кто вестник? И вот тут стоит остановиться и подумать. В том что я говорил выше о человеке который говорит, что не надо слушать библию, а свою совесть показывает как бы своё совершенство. То есть. Есть Бог как Творец, остальное сам. В его понятии, его поступки согласно его совести делают его совершенным. Эта точка зрения, на мой взгляд не верная и ведёт к своему рода многобожью. Если каждый живёт согласно своей совести, без каких либо ориентиров от единого Творца, то у каждого и бог свой. Одни говорят, что если тебя оскорбили, то такого человека надо обязательно проучить. Считают это нормальным с точки зрения их совести. Другие считают, что если супруги за годы жизни устали друг от друга, то не будет ни чего плохого, если они отдохнут друг от друга и развлекутся на стороне. Третьи считают согласно своей совести, что любить надо только тех кто любит тебя. От Христиан часто можно слышать такие слова. «Я бы ни когда не подставил вторую щёку» . И это согласно их совести. И каждый считает, что он прав. И каждый опирается на свою совесть. И вот такое понимание сегодня проповедуется. Главное поступать по своей совести и ты будешь в вечности с Богом. По сути понимая так суть жизни, мы каждый творим себе своего бога, созданного по нашему образу и подобию. Но возникает некая неразбериха. Если одному Бог говорит через совесть (как он считает) что ударить обидчика это справедливо и даже почётно, а другому говорит, что это грех, то получается очень лукавый бог. Если одному Он говорит так, а другому так, то кому то Он говорит неправду. Странно, не правда ли? Бог который лжёт. И такой бог сегодня выгоден. Делай как считаешь нужным, главное что бы совесть тебя не осуждала и у тебя всё будет хорошо и в сём веке и в будущем. Надо ответить в таком случае на вопрос. Кто посылает людям в их совесть такую ВЕСТЬ? Если Бог, то тогда почему мы так против абортов? Если Он говорит одному поживи ещё для себя, зачем тебе молодой такая обуза, а другому, что аборт это грех, то напрашивается мысль о том, кто наш бог который говорит слушай свою совесть и живи согласно ей и будешь совершенен. Тот кто считает что если совесть делает его совершенным перед Богом, на мой взгляд глубоко ошибается. Мне кажется что совесть, как раз показывает наше собственное несовершенство. Два понятия. Одно это когда совесть руководствуется моими личными умозаключениями и я сам определяю что хорошо и что плохо. И второе. Когда есть совершенство, которое определяет что такое хорошо и что такое плохо. Не так давно в теме « Человекоцентризм» мы говорили о том, что человек пытается утвердить себя как центр во всём. В том числе и в понятии что такое добро и зло. Ведь именно с понятием что такое добро и что такое зло и связана наша совесть. Если мы ставим в центр себя и говорим, что мы сами определяем что есть добро и что есть зло, то естественно от этого и будут зависит чувства совести. Где мне выгодно эти чувства будут молчать. Потому что я сам определяю что есть добро, а что зло. Простите, но именно это и привело весь мир в такое состояние. Это я называю « Эдемский грех» Именно на этом и поймал враг душ человеческий Еву и Адама. Помните эту историю? «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» И коль мы уже с вами знаем последствия всего того что случилось с человечеством. Давайте попробуем более широко рассмотреть, что имел в виду Бог когда говорил эти слова первым людям. По сути Бог говорит им. Ты человек свободный и в праве сам выбирать как тебе идти по этой жизни. Ты можешь умножать свои познания в общении со Мной. Перед тобой лежит вся вселенная. То есть Бог говорит о том, что Он единственный источник знаний в том числе о добре и зле. Но есть ещё один вариант. Он не хороший. Ты можешь познавать что такое добро и что такое зло самостоятельно. Но это будет не что иное, как отвержение Бога, как того кто является центром и смыслом всего существующего. Так как только Бог знает суть всего. Бог создал всё для человека как творца, но что бы он творил всё под руководством Творца, как абсолютного совершенства. То есть если человек не имея навыков к различению добра и зла пойдёт своим путём без Творца, то он поставит всё с ног на голову и отрезав себя от источника жизни умрёт. Что сделал человек? Он выбрал путь самостоятельности. Он решил что он сам будет определять, что есть добро, а что есть зло. Обратите внимание, как это похоже на сегодняшнюю ситуацию и людей которые говорят, что мы верим в Бога, но живём не согласно Его определений, что есть добро, а что зло, а сами решаем согласно своей совести. В послании к Евреям мы читаем очень интересные слова. Они записаны в 5 гл. «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.» Обратите внимание, как это сходиться с тем что мы говорили выше. ЧУВСТВА НАВЫКОМ ПРИУЧЕНЫ К РАЗЛИЧЕНИЮ ДОБРА И ЗЛА. Совесть это чувства, которые ощущает человек когда поступает не правильно. Но эти чувства не приходят сами по себе. Это чувства которые приучаются навыком. Был ли такой навык у Адама и Евы? Конечно нет. Они были младенцы в этих понятиях. Они получили то что хотели. Каждый стал поступать согласно своей совести, которая родилась в результате отвержения принципов Бога. Теперь каждый стал в этом отношении богом. Змей именно об этом и говорил им. « И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» Познали ли они что есть добро и что есть зло как это знал Бог? Конечно нет. Младенцы не могут отличать зло от добра. Их чувства не имели должного навыка. Авель поступал согласно той вести которую принимал от Бога, которая показывала его несовершенство в понятии что есть добро и что зло и как бы для него не было странным принёс жертву угодную Богу. А вот Каин поступал согласно своей совести напротив как совершенство. Убить ягнёнка в жертву Богу? Моя совесть не позволяет и я буду поступать согласно ей. А вот убить брата совесть позволила, хотя Бог пытался повлиять на неё, посылая ему весть о том, что он не прав. Каин убив брата не раскаялся, потому что поступал согласно своей совести, а не вести от Бога. Сегодня люди не изменились. Кто то принял Бога, как источник жизни и правды и стал стремиться к совершенству на Божьих принципах получая знания от Бога, через слово данное всем людям без исключения, для того что бы они приняв Христа, возродили свою совесть и учась у Него становились совершенными у которых чувство навыком ПРИУЧЕНЫ к различению добра и зла. Ну а все те кто говорит и знает что Бог есть, но отвергает Его ВЕСТЬ к нашей совести данную через Христа подобны Каину, который не просто знал что Бог есть. Он говорил с Ним, но жил согласно своей совести. И сам решал что есть добро, а что зло. Конечно Бог оставил что то, что мы можем решать сами, каждый как считает правильным. Но это только в тех случаях о которых Он нам сказал в слове Своём. « Как хочешь что бы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними» Это ВЕСТЬ от Бога к нам. И кто считает Бога вестником к нашей совести, тот ищет у Него совета, как поступить, и приобретает чувства навыком приученные к различению добра и зла. Бог дал нам слово Своё, что бы мы учились отличать добро от зла. Он призывает нам молиться к Нему, что бы знать как поступать в той или иной ситуации основываясь на Его учении, а не на нашей (Каиновой) совести идя на поводу всё у того же змея который до сего дня всё шепчет « Знает Бог. что в день в который вы решите сами определять что есть добро, а что зло, то станете как боги» Сколько сегодня гуляет по миру богов, которые учат тому что не надо слушать и верить библии, сам решай и будешь совершенным. Только надо подумать. Совершенным в глазах чьих? Библия нам много говорит о совести и нам надо послушать в этом отношении не тех каинитов отвергнувших весть, а того кто был с Иисусом Христом от начала и отдал свою жизнь за то что стал Его учеником. Это апостол Пётр. А он говорит так. « И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,» Благословений всем в общении.

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота

Благая мысль славнее богатства, и превыше любых златых сокровищ благодать Божия. Вера сама в себе изобилует, по богатству своему превыше богатства любого богача. И все принадлежит мудрому, кроме того, что с добродетелью не согласуется; куда не придет - все его, и весь мир - владения его, ибо всем им он пользуется, как своим.

Письма.

Лопухин А.П.

Ст. 1-16 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь. Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца. Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь - друг. Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает. Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!» Глубокая пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда. Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него. Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет

Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле - безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными (Сир XLI:15, ср. Еккл VII:1). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный - равно создания одного Бога (ст. 2, сн. XIV:31; XVII:5; Иов XXXI:15), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий - с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6-12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишне трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? - пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? - пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» - обычный библейский образ.