Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Меч кладенец почему. Меч-кладенец — легендарный клинок непобедимости. Смотреть что такое "Меч-кладенец" в других словарях

Меч кладенец почему. Меч-кладенец — легендарный клинок непобедимости. Смотреть что такое "Меч-кладенец" в других словарях

Меч–кладенец, помощник мужественных героев многих русских сказок, мечта любого воина. Если верить старинным легендам это оружие помогает победить в любом бою. Его использовали многие знаменитые богатыри из русских былин. Только таким мечом можно победить большинство сказочных чудовищ и злодеев, которые для других видов оружия остаются неуязвимыми. Историки и исследователи русского языка так и не могут сойтись во мнениях, почему этот клинок имеет такое название. По одной из официальных версий его имя происходит от слова «клад» и означает спрятанное сокровище. Во многих сказаниях его действительно требуется разыскать в каком-либо укромном месте или незнакомой стране, причем заполучить его могли не все, а только тот богатырь, которого признает это разумное оружие и который может справиться с ним

Другие исследователи утверждают, что «кладенец» от слова «класть», то есть такой меч это мощное оружие, способное положить одним только взмахом все несметное войско врага. В одном из словарей русского фольклора говорится, что такое имя мечу дали за особенность его изготовления, при которой материал, дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка. Возможно, слово произошло от древнерусского «укладный», что означает стальной и просто указывает на редкий по тем временам материал, из которого он выкован.

Для древнего воина меч, который мог разрубить стальные доспехи, действительно являлся очень хорошим помощником, который мог спасти жизнь и решить исход битвы. Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.

Также происхождение названия « кладенец» может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius, в переводе на русский означающие меч. В некоторых легендах он называется Самосек, потому что мог самостоятельно бороться с врагом и убивать даже без помощи своего хозяина. В одном из сказаний, о Вавилоне был клинок с названием Аспид-змей, который превращался в это ядовитое животное. Богатырский меч это символ доблести и воинской славы. В древние времена был самым распространенным видом оружия. Он не мог достаться просто так, такой клинок было необходимо заслужить. Во всех былинах путь обретения такого оружия был очень трудным. Иногда это были очень длительные поиски и действительно, чтобы найти свой путь, настоящему воину нужно очень большое количество времени, сил и благоразумия. В других сказаниях, чтобы обрести Меч Кладенец, дающий непобедимость, его необходимо было достать из могилы или подземного царства, иначе говоря, победить смерть.


Таким образом, этот клинок являлся чем-то вроде моста, связывающего два мира, мир живых и мир мертвых, сам мог сеять смерть и давал своему владельцу сверхъестественную власть. Еруслан Лазаревич, сказочный герой, нашел этот меч под телом убитого воина Росланея. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря на поле брани. Это символ обретения знаний в воинском деле от мертвых к живым. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря Чтобы справиться с такими задачами требовалась недюжинная сила и огромная мудрость, во время поисков сам воин обретал отвагу и бесценный опыт. Пройдя через такую инициацию можно действительно стать непобедимым. Испытания прибавляют мудрости, без которой любая мощь теряет смысл, а благоразумие может победить любого врага. В некоторых былинах главный герой получал его в наследство от отца, доблестного богатыря, но с одним условием.


Получить оружие возможно было только, когда силы у юноши окрепнут настолько, чтобы поднять огромный валун, под который мудрый воин положил клинок. Это означает, что каждый мужчина, обучаясь боевому искусству, должен иметь терпение и стараться не опережать события, дожидаясь, пока его знания станут совершенными. Существует предание об Агриковом мече, утерянном артефакте древности. По легенде его изготовил Агрик, сын царя Ирода, известного своей жестокостью царя. Этот клинок мог как масло рубить стальные доспехи, светился в темноте ярким синеватым светом и давал в бою такое преимущество, что одним своим видом мог обратить в бегство абсолютно любое войско. Князь Андрей Боголюбский, окруженный врагами в 1149 году, смог спастись от смерти или плена, просто высоко подняв меч над головой. Упоминался этот артефакт и в легенде о Петре и Февронии.

Непобедимый клинок пытался разыскать Адольф Гитлер, на побережье реки Ока он даже послал специальную экспедицию. Как и следовало ожидать, никаких результатов это не принесло. Преданий о непобедимом мече на Руси существовало огромное количество. Сейчас никто не может точно знать был ли этот образ собирательным или действительно существовал великий магический артефакт невиданной силы, способный подарить неограниченную власть. Исторические мечи Европы Грус - меч Болеслава III Кривоустого. Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) - коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г. Куртана (Curtana, «Меч Милосердия») - тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. Ликорн (Licorne) - исторический меч бургундских принцев. Шойс - меч Вильгельма Оранского. Щербец, коронационный меч королей польских. (Меч короля Болеслава, о котором речь шла выше, был дан ему ангелом и получил название «щербец» , так как он, Болеслав, прийдя на Русь по внушению ангела, первый ударил им в Золотые ворота, запиравшие город Киев на Руси, и при этом меч получил небольшое повреждение; повреждение же по-польски означает «щербина» , и поэтому и меч стал называться «Щербец») .


Легендарные и вымышленные мечи европейского эпоса Аскалон (Ascalon) -меч Св. Георгия (по средневековым легендам) . Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)») - оружие Атиллы (по Иордану, средневековым легендам) . Азот (Azoth) - магический меч Парацельса (по средневековым легендам) . Ворпэйл (Vorpale) - меч безголового всадника из голландско-американской легенды о Сонной Лощине (в американском фольклоре) . Дамоклов меч Меч-кладенец- меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре) . Огненный меч - принадлежит ангелу (херувиму) , поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия) . Тизона, Тисона (Tizona) - меч Эль Сида, национальное сокровище Испании. Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе) .

Его второй меч: Колада - менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе) . Хрисаор - золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежала Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» - Сангламор (Sanglamore) принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). (Эдмунд Спенсер, «Королева Фей») . Кельтские мечи Каладболг - призрачный спиральный меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain). Бальмунг - меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах») . В «Эдде» он называется Грам, в вагнеровском цикле - Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung). Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином.

Название

Пишется с маленькой буквы через дефис : меч-кладенец .

Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия , конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру , а всего лишь определением некоторой категории клинков.

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

В современной культуре

  • Романов В. «Сказ об Иван-царевиче и мече-кладенце» - современная «былина».
  • Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко . «Остров Русь» , где он принадлежит Илье Муромцу
  • Дмитрий Янковский. «Голос булата» , в котором одушевлённый меч помогает юноше стать богатырем при дворе киевского князя.
  • «Меч-Кладенец» - название в русском прокате фильма «Sword of the Valiant: The legend of Sir Gawain and the Green Knight» (Меч отважного: Легенда о Гайвене и Зелёном рыцаре), 1982 г.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» кладенцами именуются мечи, имеющие определённые магические характеристики. Упоминаются два таких меча: Аспид-Змей - «заветный кладенец Кащея », превращающийся в пятисаженную чёрную змею, и Самосек, принадлежащий Ивану по прозвищу Дурак , обладающий собственной волей.
  • В советском художественном фильме «Иди и смотри » главный герой (подросток Флёра) откапывает в засыпанном окопе самозарядную винтовку , которая становится его пропуском в партизанский отряд .

См. также

Ссылки

  • Долгов В. В. «Волшебные мечи» в контексте религиозных воззрений человека Древней Руси // Вестник УдГУ . Серия «История». - 2005. - С. 118–125.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Меч-кладенец" в других словарях:

    Меч кладенёц см. меч Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. меч кладенец сущ., кол во синонимов: 3 … Словарь синонимов

    Меч кладенец. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Меч кладенец, меча кладенца … Орфографический словарь-справочник

    Добрыня Никитич. Фрагмент картины Виктора Васнецова «Три Богатыря» Меч кладенец наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого… … Википедия

А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?

    Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.

    Меч-кладенец оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
    придавать владельцу непобедимость.
    Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.

    Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.

    Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
    что кладенец не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
    лишь определением некоторой категории клинков.

    Корень клад обычно связывают со словом класть, то есть с идеей чего-то спрятанного.
    Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
    Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.

    Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
    носителем смерти.

    В былине Святогор и Илья Муромец два главных персонажа во время путешествия находят
    гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
    – впору.

    Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
    опоясывает железная полоса.

    Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:

    А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
    А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу.

    Другой обладатель меча-кладенца Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
    Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
    Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится

    Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова укладный, что попросту означает стальной возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:

    А так его ковали:

    Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский уклад.

    Другие версии:

    В Сказании о Вавилоне-граде он носит прозвание Аспид-змей и может обращаться в змея. Также его называют Самоск так как он мог рубить сам.

    Есть и другие не менее интересные версии.

    А такое определение дает мифологический словарь:

    МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек – в русском фольклоре – чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название Аспид-змей, наделн чертами оборотня.

  1. меч – Кладенец, самоск в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне – граде меч – самосек носит название Аспид-змей и наделен чертами оборотня (превращается в змея) . Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря
  2. Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь
  3. Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.

    Корень данного эпитета КЛАД обычно связывают со словом КЛАСТЬ, то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова УКЛАДНЫЙ, что попросту означает СТАЛЬНОЙ возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову гладкий.

    В Сказании о Вавилоне-граде он носит прозвание Аспид-змей и может обращаться в змея.
    Также его называют Самоск так как он мог рубить сам.
    В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в меч-колунец.

    УКЛАД – это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали) . Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.

    Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что е наваривали на лезвие (укладывали) . Отсюда возникли такие названия как “укладной нож”, “укладной топор”.

    Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о “печах для уклада”, “молотах для уклада”, о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.

    Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
    chiarenza (блеск, сияние) благодаря Повести о Бове переработанному итальянскому роману тринадцатого века Buovo dAntone одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
    “Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит… ”
    То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.

    А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В “Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче” это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьм.

    Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) “КЛАДЕНЕЦ” толкуют как слово, происходящее от слов “клад” или “класть”. С прилагательным “укладен” никто его не связывает.

    Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .

    Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.

  4. кладенец – потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.

- «клад...» - обычно связывают со словом «класть», то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Также следует рассматривать другое значение слова «класть», а именно - меч-кладенец одним взмахом богатыря кладёт вражеское войско. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной » - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, отмечают его связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч), и лат. gladius .

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея . Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец » .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

  • Князь Олег Вещий
  • Илья Муромец - владеет мечом-кладенцом, прежде принадлежавшим Святогору .
  • Руслан из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила »
  • Буря-богатырь, коровий сын
  • Князь Петр из «Повести о Петре и Февронии »

В современной культуре

  • Романов В. «Сказ об Иван-царевиче и мече-кладенце» - современная «былина».
  • Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко . «Остров Русь» , где он принадлежит Илье Муромцу
  • Дмитрий Янковский. «Голос булата» , в котором одушевлённый меч помогает юноше стать богатырем при дворе киевского князя.
  • «Меч-Кладенец» - название в русском прокате фильма «Sword of the Valiant: The legend of Sir Gawain and the Green Knight» (Меч отважного: Легенда о Гайвене и Зелёном рыцаре), 1982 г.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой » кладенцами именуются мечи, имеющие определённые магические характеристики. Упоминаются два таких меча: Аспид-Змей - «заветный кладенец Кащея », превращающийся в пятисаженную чёрную змею, и Самосек, принадлежащий Ивану по прозвищу Дурак , обладающий собственной волей.

См. также

Напишите отзыв о статье "Меч-кладенец"

Ссылки

  • Долгов В. В. // Вестник УдГУ . Серия «История». - 2005. - С. 118-125.

Примечания

Отрывок, характеризующий Меч-кладенец

Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее.
– Да скажите же, наконец, чтобы строились в батальонные колонны и шли в обход деревни, – сердито сказал Кутузов подъехавшему генералу. – Как же вы не поймете, ваше превосходительство, милостивый государь, что растянуться по этому дефилею улицы деревни нельзя, когда мы идем против неприятеля.
– Я предполагал построиться за деревней, ваше высокопревосходительство, – отвечал генерал.
Кутузов желчно засмеялся.
– Хороши вы будете, развертывая фронт в виду неприятеля, очень хороши.
– Неприятель еще далеко, ваше высокопревосходительство. По диспозиции…
– Диспозиция! – желчно вскрикнул Кутузов, – а это вам кто сказал?… Извольте делать, что вам приказывают.
– Слушаю с.
– Mon cher, – сказал шопотом князю Андрею Несвицкий, – le vieux est d"une humeur de chien. [Мой милый, наш старик сильно не в духе.]
К Кутузову подскакал австрийский офицер с зеленым плюмажем на шляпе, в белом мундире, и спросил от имени императора: выступила ли в дело четвертая колонна?
Кутузов, не отвечая ему, отвернулся, и взгляд его нечаянно попал на князя Андрея, стоявшего подле него. Увидав Болконского, Кутузов смягчил злое и едкое выражение взгляда, как бы сознавая, что его адъютант не был виноват в том, что делалось. И, не отвечая австрийскому адъютанту, он обратился к Болконскому:
– Allez voir, mon cher, si la troisieme division a depasse le village. Dites lui de s"arreter et d"attendre mes ordres. [Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.]
Только что князь Андрей отъехал, он остановил его.
– Et demandez lui, si les tirailleurs sont postes, – прибавил он. – Ce qu"ils font, ce qu"ils font! [И спросите, размещены ли стрелки. – Что они делают, что они делают!] – проговорил он про себя, все не отвечая австрийцу.
Князь Андрей поскакал исполнять поручение.
Обогнав всё шедшие впереди батальоны, он остановил 3 ю дивизию и убедился, что, действительно, впереди наших колонн не было стрелковой цепи. Полковой командир бывшего впереди полка был очень удивлен переданным ему от главнокомандующего приказанием рассыпать стрелков. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска, и что неприятель не может быть ближе 10 ти верст. Действительно, впереди ничего не было видно, кроме пустынной местности, склоняющейся вперед и застланной густым туманом. Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад. Кутузов стоял всё на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза. Войска уже не двигались, а стояли ружья к ноге.
– Хорошо, хорошо, – сказал он князю Андрею и обратился к генералу, который с часами в руках говорил, что пора бы двигаться, так как все колонны с левого фланга уже спустились.
– Еще успеем, ваше превосходительство, – сквозь зевоту проговорил Кутузов. – Успеем! – повторил он.
В это время позади Кутузова послышались вдали звуки здоровающихся полков, и голоса эти стали быстро приближаться по всему протяжению растянувшейся линии наступавших русских колонн. Видно было, что тот, с кем здоровались, ехал скоро. Когда закричали солдаты того полка, перед которым стоял Кутузов, он отъехал несколько в сторону и сморщившись оглянулся. По дороге из Працена скакал как бы эскадрон разноцветных всадников. Два из них крупным галопом скакали рядом впереди остальных. Один был в черном мундире с белым султаном на рыжей энглизированной лошади, другой в белом мундире на вороной лошади. Это были два императора со свитой. Кутузов, с аффектацией служаки, находящегося во фронте, скомандовал «смирно» стоявшим войскам и, салютуя, подъехал к императору. Вся его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека. Он с аффектацией почтительности, которая, очевидно, неприятно поразила императора Александра, подъехал и салютовал ему.
Неприятное впечатление, только как остатки тумана на ясном небе, пробежало по молодому и счастливому лицу императора и исчезло. Он был, после нездоровья, несколько худее в этот день, чем на ольмюцком поле, где его в первый раз за границей видел Болконский; но то же обворожительное соединение величавости и кротости было в его прекрасных, серых глазах, и на тонких губах та же возможность разнообразных выражений и преобладающее выражение благодушной, невинной молодости.
На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее. Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул и оглянулся на такие же молодые, такие же оживленные, как и его, лица своей свиты. Чарторижский и Новосильцев, и князь Болконский, и Строганов, и другие, все богато одетые, веселые, молодые люди, на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях, переговариваясь и улыбаясь, остановились позади государя. Император Франц, румяный длиннолицый молодой человек, чрезвычайно прямо сидел на красивом вороном жеребце и озабоченно и неторопливо оглядывался вокруг себя. Он подозвал одного из своих белых адъютантов и спросил что то. «Верно, в котором часу они выехали», подумал князь Андрей, наблюдая своего старого знакомого, с улыбкой, которую он не мог удержать, вспоминая свою аудиенцию. В свите императоров были отобранные молодцы ординарцы, русские и австрийские, гвардейских и армейских полков. Между ними велись берейторами в расшитых попонах красивые запасные царские лошади.
Как будто через растворенное окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом в душную комнату, так пахнуло на невеселый Кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи.
– Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович? – поспешно обратился император Александр к Кутузову, в то же время учтиво взглянув на императора Франца.
– Я поджидаю, ваше величество, – отвечал Кутузов, почтительно наклоняясь вперед.
Император пригнул ухо, слегка нахмурясь и показывая, что он не расслышал.
– Поджидаю, ваше величество, – повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа, в то время как он говорил это поджидаю). – Не все колонны еще собрались, ваше величество.
Государь расслышал, но ответ этот, видимо, не понравился ему; он пожал сутуловатыми плечами, взглянул на Новосильцева, стоявшего подле, как будто взглядом этим жалуясь на Кутузова.
– Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, – сказал государь, снова взглянув в глаза императору Францу, как бы приглашая его, если не принять участие, то прислушаться к тому, что он говорит; но император Франц, продолжая оглядываться, не слушал.
– Потому и не начинаю, государь, – сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу, – выговорил он ясно и отчетливо.
В свите государя на всех лицах, мгновенно переглянувшихся друг с другом, выразился ропот и упрек. «Как он ни стар, он не должен бы, никак не должен бы говорить этак», выразили эти лица.
Государь пристально и внимательно посмотрел в глаза Кутузову, ожидая, не скажет ли он еще чего. Но Кутузов, с своей стороны, почтительно нагнув голову, тоже, казалось, ожидал. Молчание продолжалось около минуты.
– Впрочем, если прикажете, ваше величество, – сказал Кутузов, поднимая голову и снова изменяя тон на прежний тон тупого, нерассуждающего, но повинующегося генерала.
Он тронул лошадь и, подозвав к себе начальника колонны Милорадовича, передал ему приказание к наступлению.
Войско опять зашевелилось, и два батальона Новгородского полка и батальон Апшеронского полка тронулись вперед мимо государя.

Меч-кладенец – это мощное информационное оружие, он отличался от обычных мечей тем, что по всей его поверхности шла руновязь (на клинке, а иногда и на рукояти), т.е. определённые заклинания. Руновязь создавала особую энергетическую структуру, силу вокруг меча. То есть, меч-кладенец – это оружие как бы магического воздействия, или как сейчас сказали бы «волшебный меч». Он пробивал любую отрицательную энергетическую защиту, потому что нет ничего мощнее славянских .

Меч-кладенец нужен был для победы над Кощеями — правителями . В сказках Кощей всегда в доспехах, т.е. защитных одеяниях (Серые всегда любили защиту себе устраивать), и простое оружие эти доспехи не берёт: «Ни калена стрела его не берёт, ни меч на травах закаленный его не сечёт, а берёт его только меч-кладенец» , он пробивает энергетическую защиту.

Понятия «Бес-смертный» и «Безсмертный»

Наши Предки чётко определили, что Кощей – это бес, и он всегда смертный (бес смертный), но поскольку раньше всё писали слитно, позднее так и начали воспринимать «бес-смертный», а в ХХ веке господин Луначарский вообще развёл бесовщину, ввёл слово «бессмертный», хотя в руском языке было понятие «БЕЗсмертный», и эти два понятия различны: есть Бес-смертный , т.е. бес и он всегда смертный, рано или поздно умрёт, а есть понятие Безсмертный , т.е. вечный.