Меню
Бесплатно
Главная  /  Дом и семья  /  Львовская трагедия на авиашоу. Смертельные авиашоу: львовская трагедия . Пострадавшие до сих судятся за компенсацию

Львовская трагедия на авиашоу. Смертельные авиашоу: львовская трагедия . Пострадавшие до сих судятся за компенсацию

27 июля 2002 года на аэродроме Скнилов неподалеку от Львова проходило авиашоу в честь 60-й годовщины 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Около полудня истребитель Су-27УБ ВСУ взлетел с аэродрома Озерное под Житомиром и направился в Скнилов для участия в авиашоу. Командиром экипажа был полковник Владимир Топонарь, второй пилот — полковник Юрий Егоров. Топонарь с 1996 года входил в пилотажную группу «Украинские соколы».

По задумке организаторов шоу, кроме выставки авиационной техники в тот день планировались демонстрационные полеты. Сначала над трибуной прошли два спортивно-тренировочных Як-52, третьим должен был выступать МиГ-29, но его полет отменили, в небе над аэродромом появился Су-27 Топонаря и Егорова.

Самолет начал снижение, прошел над зрительскими трибунами и приступил к выполнению первой фигуры высшего пилотажа — «косой петли». Высота трюка оказалась опасной, о чем экипаж был извещен сигналом бортового компьютера. Позднее расшифровка записей самописцев показала, что после этой фигуры экипаж не мог определить, где находятся зрители.

«Где зрители, на х…?» — спросил в определенный момент Егорова Топонарь.

Егоров решил выполнить «бочку», которая стала роковой — самолет резко потерял высоту. После того как замруководителя полетами потребовал поворачивать, самолет потерял скорость. Задействованный форсаж не помог, истребитель «просел» и вошел в сваливание. Задев дерево крылом, он смял кабину топливозаправщика, начал «резать» крыльями стоявшие на земле самолеты — в этот момент Топонарь и Егоров катапультировались.

Неуправляемый самолет задел стоявший по пути транспортный Ил-76, врезался в толпу зрителей и взорвался, после чего начался сильный пожар.

В результате катастрофы на земле погибли 77 человек, среди них — 28 детей.

Всего пострадавшими были признаны 543 человека. В тот день происходившее в небе снималось многими владельцами видеокамер, потому крушение оказалось на кадрах с разных ракурсов. Комиссия Минобороны установила, что основной причиной стало отклонение экипажа от имевшегося полетного задания, а также ошибки в пилотировании истребителя.

Президент страны Леонид Кучма возложил вину на военных, сняв с должности главкома ВВС Виктора Стрельникова. Суд над выжившими летчиками шел до 2005 года. По приговору суда Топонарь получил 14 лет лишения свободы, Егоров — 8 лет, сроки также получили замкомандующего 14-м авиакорпусом и замруководителя полетами. Ни один из обвиняемых своей вины не признал.

После скниловской трагедии было принято решение

о расформировании пилотажной группы «Украинские соколы» и о прекращении авиашоу на территории страны.

Скниловская катастрофа стала крупнейшей в истории авиашоу по числу жертв, но далеко не первой и не последней.

Рамштайн

До львовской трагедии самым крупным инцидентом на авиашоу было крушение самолетов на базе ВВС США Рамштайн в ФРГ 28 августа 1988 года. Три самолета Aermacchi MB-339PAN столкнулись в воздухе во время выступления итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori. При этом один из самолетов упал прямо на зрителей. Тогда в катастрофе погибли 70 человек, в том числе трое летчиков, порядка четырех сотен получили ранения.

Причиной была названа потеря пространственной ориентации одним из летчиков, совершившим незапланированный маневр. Кроме того, вина была возложена на организаторов шоу, слишком близко расположивших зрительскую зону к летному полю.

Сакраменто

24 сентября 1972 года на авиапразднике в Сакраменто (Калифорния) истребитель F-86 при взлете вышел из-под контроля и протаранил находившееся за торцом ВПП кафе-мороженое. В результате крушения погибли 22 посетителя шоу, 27 человек получили ранения. Среди погибших были члены футбольной команды. Оказалось, что в целях экономии топлива летчик принял решение взлетать с более короткой полосы. Жертвам трагедии было выплачено $5 млн во внесудебном порядке.

Как коса

Двадцать человек, в том числе 13 детей и летчик, погибли в результате столкновения одномоторного самолета с толпой зрителей на фестивале в Колорадо 15 сентября 1951 года. Еще 50 человек пострадали. Согласно сообщению в газете Denver Post, пилот опоздал на фестиваль и не прошел инструктаж по безопасности, который запрещал полеты ниже 152 метров. По сообщениям СМИ, его самолет прошел сквозь толпу, как коса.

Катастрофа в Фарнборо

6 сентября 1952 года реактивный истребитель DH.110 во время показательного выступления разрушился в воздухе и рухнул на трибуну зрителей на авиашоу Фарнборо. Жертвами крушения стали 30 человек, в том числе летчики. В то время не существовало запрета на пролет над трибунами, после крушения правительство Великобритании ужесточило правила проведения авиашоу.

Трагедия

Катастрофа произошла в 12:45 по местному времени. «Су-27», под управлением пилотов Владимира Топоноря и Юрия Егорова выполнял фигуру высшего пилотажа «косая петля с поворотом». Пилотам не хватило высоты, чтобы вывести самолёт из снижения, он задел дерево, затем ударился крылом о бетон и некоторое время скользил вдоль земли через лётное поле, заполненное зрителями. После этого он задел стоящий на аэродроме , и начал кувыркаться. На месте падения прогремел взрыв и возник сильный пожар. Пилоты после того как самолёт первый раз ударился о землю и успели его покинуть до того, как он разрушился и загорелся. Оба пилота спаслись.

К месту падения были немедленно стянуты пожарные расчеты и бригады скорой помощи. В общей сложности около 20 машин скорой помощи находилось на месте трагедии. Пострадавшие, в том числе и выжившие пилоты «Су-27», были направлены в пять больниц Львова.

Расследование и последствия

В первые часы было выдвинуто несколько версий причин случившегося, в их числе:

  • ошибка пилотов;
  • отказ двигателей самолета;
  • ошибка в организации полётов, ошибка в организации размещения зрителей на аэродроме;
  • слишком большое количество топлива, залитое в самолет.

Вечером на место катастрофы прибыл Президент Украины : «Ужасная трагедия. Никакими словами описать невозможно. И в страшном сне» .

Был подписан указ об освобождении от должности главнокомандующего военно-воздушными силами Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. Генеральная прокуратура арестовала Виктора Стрельникова и еще трёх высокопоставленных украинских военных.

Данные, полученные на первых этапах расследования причин катастрофы самолета Су-27, свидетельствуют, что причинами трагедии стали серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полётов в Военно-воздушных силах и, в частности, при организации демонстрационных мероприятий во Львове. 28 июля 2002 года, пресс-служба Генпрокуратуры Украины

В этот же день министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал прошение об отставке.

На месте катастрофы были найдены бортовые самописцы «Су-27», которые были переданы на расшифровку.

6 сентября 2002 года были опубликованы результаты расследования комиссии Министерства обороны Украины. В качестве основных причин трагедии были названы «отклонение экипажа от пилотного задания и ошибка в пилотировании „Су-27“». Материалы комиссии были переданы в суд, который завершился 24 июля 2005 года.

Запись бортового самописца Су-27

12.43.31. Сигнал бортового сигнализатора (на протяжении 5,5 секунды) о снижении по маршруту на высоту, заданную радиовысотомеру. 12.43.33. Егоров: "У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?" 12.43.37. Егоров: "6 тонн. Понимаешь?" 12.43.43. Топонарь: "Где зрители...?" 12.43.48 Егоров: "Не знаю, где они...". 12.43.49 Топонарь: "А, вон, вижу". Егоров: "...С правой стороны нет!" 12.43.54. Топонарь (земле): "Пилотаж влево выполняю". Егоров: "Ну что, пошли?". 12.43.58. (Команда с земли) Яцюк: "Влево, влево". 12.44.14. Егоров: "Включай". 12.44.34. Егоров: "Пошли". 12.44.36. Сигнал о снижении на опасную высоту. 12.44.39. Егоров: "Бочка". 12.44.44. Егоров: "Хватит - угол". 12.44.51. Голосовой информатор: "Борт 42, скорость предельная". 12.44.58. Егоров: "Поворачивай". Голосовой информатор: "Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка". 12.45.01. (команда с земли) Яцюк: "Поворот". 12.45.02. Егоров: "Выворачивай..." 12.45.05. (команда с земли) Яцюк: "Выводи". 12.45.07. (команда с земли) Третьяков: "Выводи, добавь обороты". 12.45.10. (команда с земли) Яцюк: "Форсаж". Голосовой информатор: "Предельный угол атаки, предельная перегрузка". 12.45.11. (команда с земли) Третьяков: "Добавь обороты". 12.45.18. Остановка магнитофона.

Приговор суда

  • Владимир Топонарь , управлявший самолетом «Су-27», приговорён к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен (около 1 млн 300 тысяч долларов).
  • Юрий Егоров , второй пилот, приговорён к 8 годам лишения свободы и штрафу в 2,458 млн гривен (около 450 тысяч долларов).
  • Анатолий Третьяков , командующий 14-го авиакорпуса, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен (около 130 тысяч долларов).
  • Юрий Яцюк , заместитель руководителя полётами, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен (около 130 тысяч долларов).
  • Анатолий Лукиных , начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, приговорён 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен (около 35 тысяч долларов).
  • Олег Дюбецкий , ответственный за подготовку экипажа, оправдан в связи с отсутствием состава преступления.

Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.

Уголовные дела в отношении четырех генералов, среди которых экс-командующий ВВС Украины генерал Стрельников, Генпрокуратура Украины выделила в отдельное производство.

15 лет назад под Львовом Су-27 врезался в толпу зрителей, что стало крупнейшей катастрофой в истории мировых авиашоу. Пять крупнейших подобных трагедий - в подборке «Газеты.Ru».

27 июля 2002 года на аэродроме «Скнилов» неподалеку от Львова проходило авиашоу в честь 60-й годовщины 14 авиационного корпуса ВВС Украины. Около полудня истребитель Су-27УБ ВСУ взлетел с аэродрома «Озерное» под Житомиром и направился с Скнилов для участия в авиашоу. Командиром экипажа был полковник Владимир Топонарь, второй пилот - полковник Юрий Егоров . Топонарь с 1996 года входил в пилотажную группу «Украинские соколы».

По задумке организаторов шоу, кроме выставки авиационной техники в тот день планировались демонстрационные полеты. Сначала над трибуной прошли два спортивно-тренировочных Як-52, третьим должен был выступать МиГ-29, но его полет отменили, в небе над аэродромом появился Су-27 Топонаря и Егорова.

Самолет начал снижение, прошел над зрительскими трибунами и приступил к выполнению первой фигуры высшего пилотажа - «косой петли». Высота трюка оказалась опасной, о чем экипаж был извещен сигналом бортового компьютера. Позднее расшифровка записей самописцев показала, что после этой фигуры экипаж не мог определить, где находятся зрители.

«Где зрители, на х…?» - спросил в определенный момент Егорова Топонарь.

Егоров решил выполнить «бочку», которая стала роковой - самолет резко потерял высоту. После того, как замруководителя полетами потребовал поворачивать, самолет потерял скорость. Задействованный форсаж не помог, истребитель «просел» и вошел в сваливание. Задев дерево крылом, он смял кабину топливозаправщика, начал «резать» крыльями стоявшие на земле самолеты - в этот момент Топонарь и Егоров катапультировались.

Неуправляемый самолет задел стоявший по пути транспортный Ил-76, врезался в толпу зрителей и взорвался, после чего начался сильный пожар.

В результате катастрофы на земле погибли 77 человек, среди них - 28 детей.

Всего пострадавшими были признаны 543 человека. В тот день происходившее в небе снималось многими владельцами видеокамер, потому крушение оказалось на кадрах с разных ракурсов. Комиссия Минобороны установила, что основной причиной стало отклонение экипажа от имевшегося полетного задания, а также ошибки в пилотировании истребителя.

Президент страны Леонид Кучма возложил вину на военных, сняв с должности главкома ВВС Виктора Стрельникова. Суд над выжившими летчиками шел до 2005 года. По приговору суда Топонарь получил 14 лет лишения свободы, Егоров 8 лет, сроки также получили замкомандующего 14-м авиакорпусом и замруководителя полетами. Ни один из обвиняемых своей вины не признал.

После скниловской трагедии было принято решение о расформировании пилотажной группы «Украинские соколы», и о прекращении авиашоу на территории страны.

Скниловская катастрофа стала крупнейшей в истории авиашоу по числу жертв, но далеко не первой и не последней.

Рамштайн

До львовской трагедии самым крупным инцидентом на авиашоу было крушение самолетов на базе ВВС США Рамштайн в ФРГ 28 августа 1988 года. Три самолета Aermacchi MB-339PAN столкнулись в воздухе во время выступления итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori. При этом один из самолетов упал прямо на зрителей. Тогда в катастрофе погибли 70 человек, в том числе трое летчиков, порядка четырех сотен получили ранения.

Причиной была названа потеря пространственной ориентации одним из летчиков, совершившего незапланированный маневр. Кроме того вина была возложена на организаторах шоу, слишком близко расположивших зрительскую зону к летному полю.

Сакраменто

24 сентября 1972 года на авиапразднике в Сакраменто (Калифорния) истребитель F-86 при взлете вышел из-под контроля и протаранил находившееся за торцом ВПП кафе-мороженое. В результате крушения погибли 22 посетителя шоу, 27 человек получили ранения. Среди погибших были члены футбольной команды. Оказалось, что в целях экономии топлива летчик принял решение взлетать с более короткой полосы. Жертвам трагедии было выплачено $5 млн во внесудебном порядке.

Как коса

Двадцать человек, в том числе 13 детей и летчик погибли в результате столкновения одномоторного самолета с толпой зрителей на фестивале в Колорадо 15 сентября 1951 года. Еще 50 человек пострадали. Согласно сообщению в газете Denver Post, пилот опоздал на фестиваль и не прошел инструктаж по безопасности, который запрещал полеты ниже 152 метров. По сообщениям СМИ, его самолет прошел сквозь толпу, как коса.

Катастрофа в Фарнборо

6 сентября 1952 года реактивный истребитель DH.110 во время показательного выступления разрушился в воздухе и рухнул на трибуну зрителей на авиашоу Фарнборо. Жертвами крушения стали 30 человек, в том числе летчики. В то время не существовало запрета на пролет над трибунами, после крушения правительство Великобритании ужесточило правила проведения авиашоу.


В Львове (Украина) во время авиационного праздника на зрителей рухнул истребитель Су-27 , сообщает НТВ. По уточненным данным, погибли 66 человек, свыше 100 госпитализированы с ранениями различной степени тяжести. Состояние многих человек оценивается как критическое.

Пилотам самолета удалось катапультироваться. Трагедия произошла в 13:50 мск во время авиашоу, посвященного 60-летию 14-го авиационного корпуса ВВС Украины.

Двухместный истребитель украинских ВВС Су-27 во время шоу врезался в землю. При этом он протаранил несколько самолетов, которые стояли на летной полосе. На месте падения истребителя вспыхнул пожар.

Причины падения самолета пока неизвестны. По предварительным данным, пилотировавший истребитель полковник ВВС Украины не справился с управлением. Создана специальная комиссия по расследованию причин трагедии.

На месте катастрофы приступила к работе комиссия, которая должна установить причины катастрофы. По уточненным данным, ее возглавляет секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук, а не как ранее сообщалось, исполняющий обязанности министра обороны страны Петр Шуляк.

По уточненным данным МЧС Украины, в результате катастрофы истребителя Су-27УБ на авиашоу во Львове погибли 70 человек, в том числе 5 детей. Ранения получили 111 человек. Пострадавшие размещены в пяти клиниках Львова.

Установлением причин катастрофы займется государственная комиссия, которую по распоряжению президента Украины Леонида Кучмы возглавил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук. Минобороны Украины утверждает, что причиной катастрофы стал отказ двигателей самолета на низкой высоте.

28 июля 2002
РБК

Пилоты истребителя Су-27 , рухнувшего на толпу зрителей в субботу во время авиашоу под Львовом, получили тяжелые травмы. Как сообщили в штабе ВВС Украины, пилотировавшие истребитель летчики Владимир Топонарь и Юрий Егоров сделали все возможное, чтобы отвести истребитель, у которого заглохли двигатели, в безлюдное место. При падении самолета на бетонную взлетную полосу автоматически сработали штатные катапульты. Во время катапультирования оба летчика получили тяжелые травмы позвоночника.

В настоящее время пилоты Су-27 находятся в бессознательном состоянии в одной из львовских больниц, где врачи борются за их жизнь.

Причина случившейся на авиашоу во Львове трагедии, в результате которой погибли и получили ранения десятки людей, не в технике, заявил бывший командующий ВВС Московского округа, Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Антошкин. "Даже если бы произошел отказ двух двигателей Су-27 , этой трагедии можно было бы избежать", - отметил он.

По мнению Антошкина, под руководством которого создавалась пилотажные группы "Русские витязи" , "Стрижи" и "Небесные гусары", в случавшимся есть серьезная вина группы руководства полетами, которые должны были вмешаться в ситуацию. "При малейшем отклонении от программы полета руководитель должен был дать команду на прекращение выполнения фигур. Мне приходилось проводить до 120 авиашоу в год, как в подмосковной Кубинке, так и за рубежом, и даже ночью. Но всегда безопасность была на первом месте. Мы категорически запрещали приближаться к зрителям ближе 200 метров и снижаться ниже 70 метров. Здесь это требование было нарушено", сказал Антошкин.

Президент Украины Леонид Кучма заявил в субботу в ходе пресс-конференции во Львове, что он намерен запретить дальнейшее проведение в стране авиационных салонов. Об этом сообщает агентство Reuters.

Выражая свою оценку произошедшей катастрофы, Кучма подчеркнул, что воздушным вооружённым силам следует сконцентрироваться на выполнении своих непосредственных обязанностей, а не на представлениях для широкой публики.

Как сообщает агентство РИА "Новости", президент Украины заявил, что все виновные в авиакатастрофе понесут наказание. Президент подчеркнул, что трагедия не останется без внимания государства. "Каждая пострадавшая семья получит моральную и материальную помощь", - добавил он.

29 июля 2002
РБК

Причиной авиакатастрофы во Львове стали серьезные просчеты со стороны ВВС Украины в подготовке и осуществлении полетов, в частности, при организации авиашоу. Такие выводы сделали представители украинской гепрокуратуры.

Следственные органы подозревают бывшего главнокомандующего ВВС Украины генерал-полковника авиации Виктора Стрельникова и командующего 14-м авиационным корпусом генерал-лейтенанта авиации Сергея Онищенко в совершении уголовного преступления, которое определяется как "небрежное отношение воинского лица к службе, которое привело к тяжелым последствиям".

В. Стрельников и три высших офицера 14-го авиакорпуса уже взяты под стражу. Также уголовное дело возбуждено в отношении двух летчиков, пилотировавших Су-27 . Президент Украины Леонид Кучма своим указом освободил от занимаемой должности начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины Петра Шуляка. Прошение об отставке подал президенту министр обороны Владимир Шкидченко.

На Украине объявлен траур по погибшим в результате катастрофы. По последним данным, опознаны останки 72 из 83 жертв трагедии. Тела еще 11 человек пока идентифицировать не удается. Это связано с тем, что на авиашоу присутствовали не только местные жители, но и приезжие, многие из которых не имели при себе документов.

Напомним, что во время выполнения в субботу демонстрационного полета военный самолет Су-27 зацепил крылом землю и затем врезался в толпу людей, наблюдавших за представлением. В результате погибли 83 человека, в том числе 19 детей, 116 человек получили ранения.

30 июля 2002
РТР-Вести

Пилоты Су-27 , разбившегося во время авиашоу во Львове, утверждают, что их полетная карта отличалась от реальности, с которой они столкнулись после взлета - расположения зрителей и летного поля. В итоге они поменяли маршрут, уже находясь над аэродромом. Кроме того, пилоты подтвердили следователям прокуратуры, что в баках Су-27 был излишек горючего, и вообще это была совершенно не та машина, на которой они тренировались перед проведением авиашоу.

Против пилотов Су-27 - полковников авиации Владимира Топонаря и Юрия Егорова - возбуждено уголовное дело по 416-й статье УК - нарушении правил эксплуатации самолетов, приведшем к катастрофе. У палаты одного из винницких госпиталей, где лежат летчики, выставлена охрана. Пилоты, служившие в элитном подразделении "Украинские соколы", успели катапультироваться за несколько секунд до удара о землю. Сейчас специалисты яростно обсуждают не только причины аварии, но и то, как пилоты при таком положении падающего самолета умудрились его покинуть. Один из экспертов отметил, что "уже то, как катапультировались полковники, подтверждает их высокий профессиональный уровень". Вряд ли с такой оценкой согласятся пострадавшие и родственники погибших.

Бывший командир пилота Топонаря Виктор Россошанский сообщил, что никогда не замечал у своего подчиненного "качеств воздушного лихача", и предполагает, что причиной аварии могли стать причины чисто технического характера, которые могли быть усугублены ошибкой пилотирования. После просмотра видеозаписи господину Россошанскому показалось, что Су-27 шел на роковой вираж без форсажа.

Государственная комиссия по расследованию причин трагедии, судя по формулировке представлений генеральной прокуратуры на возбуждение уголовного дела против пилотов, вероятно, остановится на версии о человеческом факторе - то есть ошибке пилотов, считает "Коммерсант". При этом все равно в выводах комиссии будет присутствовать тезис об изношенности материальной части ВВС и конкретного истребителя. Уже сейчас были преданы гласности данные о том, что данный Су-27 был введен в состав военно-воздушных сил Украины после раздела военного имущества между Россией и Украиной еще в 1992 году. При этом, по данным Министерства обороны РФ, Киев не закупал запасные части у российского производителя в течение последних трех лет.

В то же время, по словам Евгения Марчука, возглавляющего специальную комиссию, отпадает "орнитологическая" версия катастрофы - пилоты не слышали удара птиц в фюзеляж. В "птичью" версию не верит и генеральный прокурор Станислав Пискун, заявивший на пресс-конференции: "Я не думаю, что птицы будут виноваты в том, что самолет работал на недопустимой высоте над людьми. По-прежнему вероятной остается "техническая" версия падения". Это подтвердил господин Марчук, который сообщил, что "изучается вся техническая документация, остатки самолета находятся в отдельном ангаре, где их осматривает специалист". По словам главы комиссии, первые аргументированные выводы можно будет делать только к концу этой недели. К этому времени будут обработаны данные "черных ящиков" и создана трехмерная компьютерная модель катастрофы.

03 августа 2002
http://top.rbc.ru/

Главными причинами катастрофы самолета Су-27 на авиашоу во Львове были неправильная организация мероприятия и ошибка пилотов, заявил глава правительственной комиссии по расследованию аварии, председатель Совета безопасности и обороны Украины Евгений Марчук, передает АР. По его словам, следствие установило, что при исполнении фигур высшего пилотажа пилоты истребителя отклонились от заданной траектории полета Организаторы шоу, в свою очередь, не предприняли необходимых мер по обеспечению безопасности зрителей. Ранее в ходе отработки версий катастрофы самолета Су-27 на авиашоу во Львове государственная комиссия по расследованию причин трагедии отклонила несколько версий падения самолета. В частности, комиссия выяснила, что причиной катастрофы самолета не могла стать неисправность двигателей, поскольку они работали до самого падения машины на землю. Также комиссия исключает на 95% и версию о сбоях в системах управления.

Кроме того, подчеркнул Марчук, "первичный осмотр двигателей отклонил версию о попадании птицы в турбину, хотя с самого начала эта версия была вероятной, поскольку в зоне аэродрома было действительно много птиц". По его словам, после просмотра видеозаписи эксперты сказали, что птицы были далеко от самолета. Тем не менее, как отметил Марчук, комиссия выяснила, что "орнитологическая служба, которая обязана отпугивать птиц, этого не сделала".

В результате трагедии 27 июля погибли 84 человека, в том числе 27 детей. Среди погибших есть граждане России и стран Балтии, сообщил Е. Марчук. Ранения получили 146 человек, трое из них по-прежнему находятся в больнице в тяжелом состоянии. Пять жертв катастрофы до сих пор не опознаны. 16 детей потеряли одного или обоих родителей.

На Украине накануне возобновлены полеты военных самолетов, приостановленные ранее в связи с авиакатастрофой самолета Су-27 на авиашоу во Львове. Такое решение было принято президентом Леонидом Кучмой после доклада министра обороны Владимира Шкидченко о готовности авиационных частей к проведению летных смен, сообщает УФС.

По данным украинского Минобороны, во всех военных частях, подчиненных Военно-воздушным силам Украины, на прошлой неделе кроме плановых были проведены дополнительные занятия. Особенное внимание уделялось соблюдению мер безопасности при проведении полетов, обслуживанию авиационной, автомобильной и специальной техники. В авиационных гарнизонах полеты будут проводиться согласно плану боевой подготовки.

Непосредственной причиной авиакатастрофы на львовском аэродроме "Скнылив" было отклонение от задания полета. Об этом заявил глава Государственной комиссии по расследованию причин трагедии, которая произошла на авиашоу во Львове 27 июля, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. По словам Е. Марчука к катастрофе причастны не только пилоты. Среди других причин он назвал нестандартную ситуацию расположения зоны зрителей и зоны полета, а также малые размеры взлетной полосы, за границы которой выносило самолет, передает УФС. Е. Марчук опроверг утверждение, что трагический случай был вызван столкновением самолета в воздухе с каким-либо предметом.

07 октября 2002
izv.info

Следствие предъявило обвинения четырем военачальникам в связи с катастрофой самолета Су-27УБ во Львове 27 июля, в результате чего погибло 77 человек. Об этом сообщили сегодня в пресс-службе генпрокуратуры Украины.

К уголовной ответственности привлечены бывший главком ВВС генерал-полковник Виктор Стрельников, бывший командующий 14-го авиационного корпуса генерал-лейтенант Сергей Онищенко, бывший его заместитель по боевой подготовке генерал-майор Анатолий Третьяков и помощник руководителя полетов на аэродроме, руководитель полетов в пилотажной зоне для самолета подполковник Юрий Яцюк. Следствие установило, что выполнение элементов высшего пилотажа было организовано и осуществлено с нарушением нормативных документов. В ближайшее время будут предъявлены обвинения и другим лицам, причастным к организации и проведению этого полета, передает ИТАР-ТАСС.

Также возбуждено уголовное дело в отношении летчиков Су-27УБ - полковников Владимира Топонаря и Юрия Егорова. Обвинение им пока не предъявлено, так как оба пилота находятся на лечении в военно-медицинском центре ВВС. Большая продолжительность следствия объясняется проведением 115 судебно-медицинских экспертиз людей, получивших телесные повреждения. Количество пострадавших, но оставшихся в живых в авиакатастрофе достигло 492 человек. Материальные убытки от повреждения техники в результате падения самолета оцениваются в $3.3 млн.

3 февраля во Львове из следственного изолятора под подписку о невыезде освобожден первый пилот истребителя Владимир Топонарь, один из обвиняемых по делу о катастрофе Су-27 во время авиашоу. Он направлен в госпиталь на лечение.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, один из обвиняемых по делу о катастрофе Су-27 Владимир Топонарь освобожден из СИЗО по состоянию здоровья, он направлен на лечение. По этому делу в качестве обвиняемых также проходят 13 человек, в том числе 8 высокопоставленных украинских военных. По материалам комиссии, расследовавшей причины авиакатастрофы, 77 человек погибли из-за ошибки пилотов и плохой организации авиашоу. Напомним, катастрофа произошла 27 июля 2002 года на военном аэродроме "Скнылов" подо Львовом.

Расследование причин авиакатастрофы Су-27 на аэродроме "Скнылив" во Львове в ближайшее время будет завершено.

Об этом 26 марта сказал на пресс-конференции заместитель генерального прокурора Украины Александр Атаманюк. Он отметил, что сейчас расследование этого уголовного дела находится в стадии завершения.

По словам Александра Атаманюка, адвокаты по делу о катастрофе Су-27 поставили перед экспертами ряд дополнительных вопросов относительно летно-технической и летно-служебной экспертиз. "И после получения ответов на вопросы адвокатов дело будет завершено", - отметил заместитель генпрокурора.

В то же время, по словам Александра Атаманюка, он не считает, что расследование этого дела "продолжается длительное время". "Нам нужно было допросить свыше четырехсот пострадавших, многие из которых находились на лечении, провести ряд экспертиз", - объяснил заместитель генпрокурора.

Как сообщалось ранее, в конце февраля Александр Атаманюк сообщил, что по делу о катастрофе Су-27 уже проведено много экспертиз, а комплексная авиационно-техническая экспертиза вскоре завершится. Он утверждал, что учтены абсолютно все запросы адвокатов.

Между тем, как сообщил тогда же адвокат помощника руководителя полетами Юрия Яцюка, Генпрокуратура отказала Юрию Яцюку в ходатайстве о привлечении в группу экспертов специалистов с опытом полетов на малых высотах.

В Украине утвержден порядок проведения парадов и показов вооружения и военной техники, который направлен на обеспечение безопасности гражданского населения - выполнять полеты над зрителями категорически запрещено.

Порядок подготовки и проведения при участии личного состава с использованием вооружения и военной техники ВСУ потенциально опасных мероприятий в присутствии гражданского населения утвержден соответствующим постановлением Кабинета министров Украины от 26 марта, а его действие распространяется на все воинские формирования.

В документе определено, что проведение развлекательных мероприятий с привлечением военизированных формирований, а также с использованием авиационной и другой боевой техники и вооружения запрещается.

Постановлением определено, что парады войск проводятся как смотр войск (сил) в дни празднований государственных дат, а также важных событий государственного и военного значения, в том числе и после завершения больших воинских учений (маневров) по особому распоряжению министра обороны.

К участию в параде допускаются экипажи боевых машин, самолетов, кораблей и судов, которые прошли курс обучения по специальным программам, успешно сдали экзамены и зачеты, а также выполнили не менее пяти практических тренировок.

Наземный показ вооружения и военной техники предусматривает демонстрацию технических возможностей образцов вооружения и военной техники без демонстрации применения оружия.

В ходе воздушного показа возможна демонстрация технических возможностей образцов летательных аппаратов без применения авиационных средств поражения, десантирования личного состава аэромобильных войск, войск специального назначения.

Морской показ предусматривает демонстрацию технических возможностей образцов военных кораблей, катеров и вспомогательных судов, средств поисково-спасательной службы ВМС ВСУ без демонстрации применения вооружения и средств поражения.

Воздушные демонстрации летательных аппаратов с демонстрацией их технических возможностей, как групповые, так и одиночные, проводятся за пределами населенных пунктов на аэродромах, полигонах, над морем. Выполнять полеты над зрителями категорически запрещается.

Запрещается проведения смотра вооружения и военной техники одновременно с демонстрацией их возможностей (практическим применением).

27 июля 2002 года во время демонстрационных полетов на аэродроме "Скнылив" подо Львовом потерпел катастрофу военный истребитель Су-27 . Погибли 84 человека, в том числе 27 детей, 116 человек получили ранения.

Владимир Топонарь, пилот самолета Су-27 , катастрофа которого на авиашоу во Львовской области на Украине привела к гибели 77 человек, заявил, что трагедия произошла из-за "некорректной работы" левого двигателя. В ходе проверки двигателей самолета перед вылетом выяснилось, что "параметры левого находятся на границе допустимых показателей", заявил Топонарь в интервью, опубликованном в пятницу в украинской газете "Факты".

"Основная причина падения самолета - резкий недобор левым двигателем необходимой мощности" во время выполнения фигуры высшего пилотажа - "полубочка", пояснил летчик. По его словам, самолет очень слабо наращивал скорость и не выходил из пикирования, поэтому экипажу пришлось выйти на критические углы атаки, что приводит к увеличению крена и потере высоты.

"Тогда я принял единственное, на мой взгляд, правильное решение - решил бороться до конца, вплоть до касания самолетом земли с возможным последующим отрывом от нее", - заявил Топонарь. Он отметил, что экипаж остался жив только благодаря второму пилоту Юрию Егорову, который в последнюю секунду привел в действие катапульту.

Вместе с тем Топонарь отметил многочисленные ошибки организаторов при планировании авиашоу. В частности, вместо выделения стандартного летного пространства площадью 5-10 км длиной и 5 км шириной, организаторы предоставили площадь лишь 2,5 на 1,5 км. Кроме того, на летном поле отсутствовала разметка, как это положено при проведении подобных шоу.

Владимир Топонарь отвергает обвинения в том, что выполнялись незапланированные фигуры высшего пилотажа. "Руководители полотов, увидев какое-либо нарушение, в любую минуту могли изменить полетное задание, поскольку это входит в их служебные обязанности", - сказал он.

Катастрофа, произошедшая 27 июля 2002 года на аэродроме "Скнылов" во Львовской области унесла жизни 77 человек, среди которых 28 - дети. Генеральная прокуратура Украины проводит расследование трагедии, и намерена привлечь к уголовной ответственности по делу о крушении самолета Су-27 13 должностных лиц. Генеральная прокуратура уже предъявила обвинения командующему ВВС Виктору Стрельникову, бывшему командующему 14-м авиационным корпусом Сергею Онищенко, бывшему заместителю командующего 14-м корпусом Анатолию Третьякову, помощнику руководителя полетов Юрию Яцюку и пилоту самолета Владимиру Топонарю.

Как заявил ранее глава комиссии по расследованию причин катастрофы, "однозначно установлено, что пилоты отступили от графика, вышли за пределы зоны, нарушили полетное задание, но почему они это сделали - возникает очень много вопросов, которые не менее важны, чем непосредственно действия пилотов". Также комиссия отвергла версию о том, что самолет был неисправен. До 3 февраля Владимир Топонарь находился в СИЗО, позже был переведен в госпиталь в связи с резким ухудшением здоровья.

Военный апелляционный суд Центрального региона во Львове огласил приговор шести летчикам по делу авиакатастрофы на аэродроме "Скнилов" три года назад.

Командир экипажа Су-27 Владимир Топонарь осужден на 14 лет лишения свободы, второй пилот Юрий Егоров - на 8 лет. Руководитель полетов в зоне пилотажа Юрий Яцюк и управляющий авиашоу Анатолий Третьяков получили по 6 лет. Ответственный за соблюдение правил безопасности Анатолий Лукиных осужден на 4 года условно.

Накануне приговора все подсудимые заявили, что своей вины в трагедии не признают.

Во время авиашоу 27 июля 2002 года истребитель Су-27 упал на зрителей, которые находились на летном поле. Погибли 77 человек, в том числе 28 детей, пострадали 543 человека.

"Один из пилотов разбившегося самолета Су-27, которым суд 24 июня вынес приговор, не признает себя виновными. Они считают, что причиной аварии, повлекшей многочисленные человеческие жертвы, стал отказ двигателя или какой-то внешний фактор. После оглашения приговора Владимир Топонарь, командовавший Су-27, заявил, что "это не суд, а судилище" и что он обратится с кассационной жалобой в Верховный суд.

В четверг, когда завершилось судебное следствие, были отклонены ходатайства Владимира Топонаря о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно видеокассет и дисков, на которых были сняты неизвестные летающие объекты возле злосчастного Су-27 во время полета. Ходатайства были отклонены потому, что отснятые кадры были неизвестного происхождения, а следовательно, могут быть поддельными, и Топонарь не мог объяснить, что это за неопознанные объекты.

Второй пилот Юрий Егоров обвинение воспринял спокойно. Еще накануне он заявил, что больше всего его наказала смерть 77 человек, и иногда он жалеет, что не погиб в самолете. Егоров рассказывает, что когда катапультировался, о гибели людей еще не знал. Кнопку катапульты нажал несознательно.

Как сообщал ранее "Полит.ру", суд признал сегодня двух пилотов виновными в падении самолета во время авиашоу во Львое 27 июля 2002 года. Тогда самолет рухнул на толпу людей. В итоге погибли 77 человек, в том числе более 30 детей, а пострадали 543 человека.

Топонарь приговорен к 14 годам тюрьмы. Также его обязали также выплатить 7,2 млн гривен (около 1 млн 300 тысяч долларов) в пользу государства в качестве компенсации за ущерб. Егоров приговорен к 8 годам и выплате 2,458 млн гривен (около 450 тысяч долларов).

Также было наказано авиационное начальство. Командующий 14-го авиакорпуса Анатолий Третьяков и замруководителя полетами Юрий Яцюк приговорены к 6 годам заключения и выплате по 700 тысяч гривен каждый (около 130 тысяч долларов). К 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен (около 35 тысяч долларов) приговорен начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолия Лукиных. Ответственный за подготовку экипажа Олег Дюбецкий оправдан.

Осужденные по делу катастрофы Су-27 во время авиашоу во Львове в июле 2002 года командир экипажа Су-27 Владимир Топонарь, член экипажа Юрий Егоров, бывший заместитель командующего 14-го авиакорпуса, руководитель полетами Анатолий Третьяков просят Верховный Суд отменить приговоры. Об этом сообщил адвокат еще одного осужденного - помощника руководителя полетами на авиашоу Юрия Яцюка Виталий Домашовец, передают "Украiнськi Новини".

Домашовец напомнил, что приговор его подзащитного был обжалован ранее, а теперь и остальные осужденные подготовили кассационные жалобы в Верховный Суд. "Все они уже написали кассации", - сказал адвокат, напомнив, что в пятницу истек последний день, когда это было возможно.

Еще один адвокат Яцюка Ярослав Зейкан заявил, что адвокаты остальных осужденных отказались их защищать. "Наши летчики остались без адвокатов и Бог им судья, этим адвокатом, которые их оставили", - отметил он.

По словам Зейкана, приговор суда по этому делу - необъективен, поскольку при его вынесении на суд оказывали психологическое давление пострадавшие в результате катастрофы. "При помощи этого приговора пытались как-то залечить раны тех людей, которые неизлечимы", - отметил адвокат.

По словам летчиков, катастрофа Су-27 была вызвана многим факторами. Они признают, что при выполнении фигуры пилотажа Топонарь сделал лишний маневр, который привел к падению самолета, однако указывают, что суть проблемы в том, что самолет исполнял эти фигуры прямо над зрителями.

Как сообщалось, адвокат Домашовец обжаловал в Верховном Суде приговор его подзащитному Яцюку. 24 июня Военный суд Центрального региона приговорил обвиняемых по делу катастрофы самолета Су-27 во Львове в июле 2002 года к 4-14 годам лишения свободы. В частности, суд приговорил Яцюка к 5 годам лишения свободы (с возмещением убытком государству в размере 0,7 млн. гривен). Яцюк был взят под стражу в зале суда. Суд признал Яцюка виновным по ст. 416 (нарушение правил полетов или подготовки к ним, а также нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов, что привело к катастрофе или к другим тяжелым последствиям).

30 ноября 2004 года Военный суд Центрального региона начал рассматривать на выездном заседании во Львове уголовное дело по катастрофе Су-27.

В июле 2002 года на аэродроме "Скнилов" во Львове во время авиашоу разбился военный самолет Су-27, в результате чего на месте погибло 74 человека, 3 умерли в больнице и пострадало 292 человека.

Военная судебная комиссия Верховного суда Украина оставила в силе в части срока отбывания наказания приговор осужденным по делу катастрофы Су-27 во время авиашоу во Львове в июле 2002 года. Такое решение суд огласил в четверг, передают "Украiнськi новини".

Кроме того, суд изменил решение военного суда Центрального региона в части денежного взыскания. Суд установил, что сумма взыскания с осужденных в 11,453 млн гривен подлежит изменению, поскольку не соответствует материальным возможностям осужденных.

Суд решил взыскать с командира экипажа Су-27 Владимира Топонаря 150 тыс. гривен, с руководителя полетами Анатолия Третьякова - 100 тыс. гривен, с члена экипажа Юрия Егорова, помощника руководителя полетами Юрия Яцюка и бывшего начальника Службы безопасности полетов 14 авиакорпуса Анатолия Лукиных - по 50 тыс. гривен.

В результате катастрофы Су-27 на авиашоу на аэродроме "Скнилов" погибли 77 человек, 292 человека получили ранения.

См. дополнительно:

Казак обратился с заявлением о намерении судиться с Министерством обороны в Генеральную прокуратуру Украины. Он планирует также начать судебный процесс против Министерства здравоохранения и Львовской облгосадминистрации, сообщает LIGA ONLINE.

Моральный и материальный ущерб, причиненный этими тремя структурами, Казак оценивает в 350 тысяч гривен.

Во Львовском областном суде сообщили, что по факту гибели родственников поступило еще несколько исковых заявлений с требованием материальной компенсации.

Юристы, в свою очередь, утверждают, что все эти иски будут рассматриваться лишь после судебного приговора по результатам расследования государственной следственной комиссии относительно виновных в авиакатастрофе.

По последним данным, во львовских больницах находится 71 пострадавший во время трагедии на авиационном шоу во Львове 27 июля. Из 71 пострадавших, находящихся на лечении, 14 - дети. В тяжелом состоянии находятся 5 человек, из них одна женщина - на грани жизни и смерти.

Пострадавшими в трагедии считаются 241 человек, из них - 83 ребенка. Установлен факт гибели и смерти 76 человек, из которых - 27 детей. Все опознанные погибшие похоронены. Продолжается идентификация фрагментов тел погибших.