Меню
Бесплатно
Главная  /  Обучение  /  Личные окончания глаголов. Глагольные окончания Личные окончания глаголов 4

Личные окончания глаголов. Глагольные окончания Личные окончания глаголов 4

Ешь или Ишь?

Ет или Ит?

Ем или Им?

Пиш..м, стро..м, обид..м, чита..м, приход..м, выбега..м, принос..м, ответ..м, вид..м, леле..м, плач..м, слыш..м, скаж..м, дыш..м, отдыха..м, вид..м, хвата..м, завис..м, кашля..м.

Ете или Ите?

Ешь или Ишь?

Смотр…шь, стро…шь, ед..шь, вер..шь, смаж…шь, мокн..шь, терп..шь, кол..шь, паш..шь, скаж..шь, вид..шь, дыш..шь, пол..шь, пиш..шь, заед..шь, сохн..шь, слыш..шь, кле…шь, пляш…шь, посе..шь, покрасне..шь, заплач…шь.

Ет или Ит?

Смотр..т, стро..т, посад…т, скаж…т, вер..т, кол…т, вид…т, мокн..т, заед…т, заплач..т, топ..т, кле…т, терп..т, пол..т, утон..т, посе..т, паш..т, ед..т, слыш..т, сохн..т, смаж..т, спряч..т, пляш..т, пил..т, ду..т, завис..т, се..т, ла..т, раду..т.

Ем или Им?

Пиш..м, стро..м, обид..м чита..м, приход..м, выбега..м, принос..м, ответ..м, вид..м, леле..м, плач..м, слыш..м, скаж..м, дыш..м, отдыха..м, вид..м, хвата..м, завис..м, кашля..м.

Ете или Ите?

Смотр..те, посад..те, скаж..те, ед..те, вер..те, вид..те, мокн..те, заед..те, заплач..те, топ..те, кле..те, терп..те, пол..те, утон..те, посе..те, слыш…те, сохн..те, смаж..те, держ…те, запомн..те, ненавид..те, поправ..те, верт..те, нарису..те, ду..те, завис..те, вер..те, пляш..те.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Учимся писать личные окончания глаголов. Имена склоняются, а глаголы…

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по программе М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Технология развития критического мышления учащихся....

4 класс Русский язык Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода Тема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Цель урока: развивать умения изменять глаголы по лицам и числам в настоящем

4 классРусский языкУрок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подходаТема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения»....

Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...

Правописание личных окончаний глаголов - правило, проверяемое в ходе государственной итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классе. Несмотря на большое количество часов, отводимых школьной программой на изучение данной темы, многие обучающиеся продолжают делать досадные ошибки в написании. Объяснить это явление трудно, поскольку тема едва ли может считаться сложной.

Немного теории о глаголах

Слова данной части речи принято делить на две большие группы: спрягаемые и неспрягаемые. Первую группу образуют глаголы, изменяющиеся по временам, лицам и наклонениям. У них есть ещё одно название - личные. Во вторую группу входят инфинитив, причастие, деепричастие, поскольку они не обладают грамматической категорией лица, наклонения.

Личные окончания глаголов, входящих в первую группу, могут быть безударными и ударными. Выбор гласных в окончаниях, которые находятся под ударением, не вызывает затруднений. Правило гласит, что следует писать ту букву, которая слышится. Например, кричат, плетут, говорят, жгут. Безударные личные окончания глаголов следует писать на основании инфинитива.

Чтобы не ошибаться в написании, нужно знать, что такое спряжение глаголов. Личные окончания глаголов зависят именно от этого постоянного морфологического признака.

Алгоритм правильного написания

Чтобы не допустить ошибки, следует действовать по следующему плану:

  1. Поставить слово в начальную форму. Обязательно нужно следить, чтобы слово и его словарная форма принадлежали к одному и тому же виду: совершенному или несовершенному.
  2. Определить спряжение по окончанию инфинитива.
  3. Выбрать окончание в зависимости от лица и числа.

Образец рассуждения

1. В предложении «Человек скрыва..тся за портьерой у дальнего окна» пропущена гласная в окончании сказуемого. Ударным является второй слог -ва-, поэтому выбор пропущенной буквы нужно делать на основании спряжения.

2. Человек (что делает?) скрыва..тся. Это глагол несовершенного вида, который в неопределённой форме будет отвечать на вопрос "что делать?". Начальная форма - скрываться.

3. Слово заканчивается на -ать и не входит в число исключений, следовательно "скрываться" - это глагол первого спряжения.

4. Личные окончания глаголов данной группы пишутся с гласной e . В форме 3 лица единственного числа это слово будет иметь окончание -ет: Человек скрывается за портьерой у дальнего окна.

Спряжение

В русском языке выделяют два спряжения.

К первому спряжению относятся слова, заканчивающиеся на -ать, -еть, -ять, -оть, -уть. Например, тонуть, торговаться, темнеть, колоть, бороться, ковырять, щекотать, виснуть, кинуться, стрелять, полоть, чернеть.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить. Например, морить, сносить, ранить, красить, спорить, портить, кроить.

Однако как это часто бывает в русском языке, из правила есть исключения. Таких слов тринадцать, и их нужно запомнить.

На заметку

Важно помнить, что слова, которые образованы приставочным способом от исключений, будут иметь тот же постоянный морфологический признак, что и их бесприставочные формы. Например, побриться, выбрить, настелить, застелить будут принадлежать к первому спряжению, а вытерпеть, рассмотреть, придержать, загнать - ко второму.

Очень часто обучающиеся неправильно определяют спряжение у глаголов с приставкой вы-, что приводит к ошибочному написанию окончания. Причиной такого явления может служить перетягивание приставкой ударения на себя, что автоматически делает окончание безударным. Чтобы верно написать личные окончания глаголов, определять спряжение надлежит по их бесприставочной форме.

Глаголы с постфиксом -ся имеют тот же постоянный морфологический признак, что и их производящие. Например, брить−бриться, стричь−стричься, копать−копаться, гнать−гнаться, смотреть−смотреться, выбрасывать−выбрасываться.

Некоторые слова могут иметь формы обоих спряжений. Слово "чтить", например, имеет 2 формы в 3 лице множественном числе: чтят и чтут.

Сравнительная таблица спряжения глаголов с приставкой вы- и без неё
лицо I II
ковырять выковырять растить вырастить
1 ковыряю, ковыряем выковыряю, выковыряем расту, растим выращу, вырастим
2 ковыряешь, ковыряете выковыряешь, выковыряете растишь, растите вырастишь, вырастите
3 ковыряет, ковыряют выковыряет, выковыряют растит, растят вырастит, вырастят

Написание гласных

Гласные в личных окончаниях глаголов, находящиеся в безударном положении, зависят от спряжения. Слова первого спряжения имеют окончания с гласной е , слова второго спряжения - с гласной и .

Сложности могут возникнуть с разноспрягаемыми глаголами. Безударные личные окончания глаголов данной категории могут иметь окончания обоих спряжений. Эту группу образуют слова хотеть, бежать, чтить . Глаголы дать , есть и их производные не принадлежат к данной группе, но также имеют отличные окончания при изменении по лицам и числам.

Правописание личных окончаний глаголов не требует от обучающихся запоминания больших объёмов теоретической информации. Следует правильно расставить акценты, запомнив несколько нюансов (спряжение, явление разноспрягаемости, алгоритм выбора гласной), и руководствоваться ими при написании.

Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой.

Подготовила и провела Шестакова Елена Дмитриевна - учитель высшей категории МБОУ гимназия №9.

Тема урока: Личные окончания глаголов

Форма урока – комбинированный урок.

Цели урока: 1) Формировать умение определять спряжение глагола.

2) Показать зависимость безударного личного окончания глагола от спряжения.

3) Закрепить знание о глаголе, как части речи.

4) Учить обобщать, анализировать, выделять главное.

5) Развивать память, речь учащихся.

6) Повторить понятие «орфографические задачи».

7) Совершенствовать навыки правильного (красивого и грамотного) письма.

8) Прививать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: учебник А.В.Полякова «Русский язык - 4 класс», авторская презентация по теме «Личные окончания глаголов», ноутбук, мультимедийный проектор, экран, дидактические карточки.

Ожидаемые результаты: 1) Повышение интереса к урокам русского языка.

2) Решение задач логического и абстрактного мышления.

3) Расширение словарного запаса.

4) Обобщение наблюдений.

5) Развитие у детей самооценки.

Этапы урока (с временным раскладом):

1) Организационный момент (1мин)

2) Объяснение темы и цели (1мин)

3) Устный опрос (1мин)

4) Минутка чистописания (6мин)

5) Устный опрос (2мин)

6) Словарная работа (4-5мин)

7) Повторение изученного материала (15мин)

8) Итог урока (2мин)

9) Домашнее задание (3мин)

Ход урока:

Слайд 1 .Организационный момент.

Уважаемые коллеги и гости, приглашаем вас на урок русского языка в 4-А класс.

Слайд 2 . Объяснение темы и цели урока.

Учитель читает отрывок из стихотворения:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растет.

(В. Кондрашов)

О какой части речи говорится здесь?

Дети: о глаголе.

Учитель: вы правы.

Речь идет о глаголе.

Сегодня на уроке мы с вами повторим, как определять спряжение глаголов, как правильно писать окончания, повторим части речи, будем решать орфографические задачи.

СЛАЙД 3.

В словаре Даля дано такое определение глагола:

Глагол - слово, речь, мысль…

СЛАЙД 4 .

Дайте определение глагола, как части речи.

Дети:

Глагол обозначает действие предмета.

В начальной форме отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Имеет суффиксы – ть, -чь, -ти.

Изменяется по числам,

По временам,

В настоящем и будущем времени изменяются по лицам,

В прошедшем времени - по родам.

СЛАЙД 5. Страна Глаголия.

Рассмотрите внимательно карту, по которой нам предстоит путешествовать.

Где мы можем побывать?

Дети: плоскогорье начальной формы, временной перевал, море смысла, числовая поляна, морфологическая долина и т. д.

Чтобы преодолеть «Временной перевал» и окунуться в «Море Смысла» нам надо выполнить следующее задание:

СЛАЙД 6.

Упражнение в чистописании.

Какие окончания может иметь глагол 3 лица множественного числа в настоящем времени?

Дети: - ут, -ют, -ат, - ят.

Напишите эти окончания с дополнительным элементом.

Пора окунуться в «Море Смысла».

СЛАЙД 7.

Найдите «четвертое лишнее», объясните (устно)

1. Существительное, глагол, сказуемое, предлог.

Д - Сказуемое. Это главный член предложения, остальные - части речи.

2. Прилагательное, наречие, местоимение, предлог.

Д - Предлог - это служебная часть речи, остальные - самостоятельные).

3. Играть, дружить, рисует, танцевать.

Д - Рисует - это глагол настоящего времени, остальные-глаголы неопределенной формы.

Помните ли вы, какие глаголы есть в нашем «Словаре»?

Мы останавливаемся на станции «Словарная»

СЛАЙД 8.

Прочитайте толкование словарных слов - глаголов, замените одним словарным словом.

Разговаривать, обмениваться мнениями (беседовать).

Идти, двигаться торжественно, важно (шествовать).

Испытывать желание, хотеть (желать).

Ярко блестеть, сияя переливчатым светом (сверкать).

Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то (шефствовать).

Что объединяет все эти слова? (Они словарные, это глаголы в неопределенной форме, это глаголы 1-го спряжения).

Как можно определить спряжение глагола? (В н. ф. – ить - 2 спряжение, остальные - 1 спряжение).

III . Повторение и закрепление изученного материала.

СЛАЙД № 9 . «Лесенка».

На слайде нарисована лесенка. Под каждой ступенькой – задание (написать правильно безударное окончание глагола). Нужно не только написать, но и доказать, почему пишется та или иная буква.

Как будем определять, какую букву писать? (Памятка: ставим глагол в неопределённую форму, если – ить, то 2 спряжение, если не – ить – то 1 спряжение).

Корм…т

Мечта…т

Шага…т

Ход…т

Кос…т

Чита…т

Запишите слова в тетрадь.

Проверка. (По щелчку появляются пропущенные буквы.)

Слайд 10.

Ветер на море гуля….т

И кораблик подгоняя…т.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Определите, какую букву будем писать в окончании, запишите глаголы.

Проверьте. (По щелчку на экране появляются пропущенные буквы).

Всегда ли по памятке можно определить окончание глагола? (Нет, есть глаголы-исключения).

Найдите эти глаголы-исключения в тексте, который я вам предложу.

СЛАЙД № 11.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Напишите его в форме настоящего времени, 1 лица, множественного числа.

Слышим Почему? (2 спр.)

СЛАЙД № 12.

Смотрит - видит: дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей.

Запишите их в форме настоящего времени, 2 лица, единственного числа.

Смотришь, видишь Почему? (2спр., 2 лицо)

СЛАЙД № 13.

Их он кормит и поит,

И ответ держать велит…

Запишите его в форме настоящего времени, 3 лица, множественного числа.

Держат

СЛАЙД № 14.

Крепко связаны ей локти;

Попадётся зверю в когти.

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть.

Запишите его в форме настоящего времени, 1 лица, единственного числа.

Терплю.

Слайд 15.

ФИЗМИНУТКА

Физкультурой мы, друзья, любим заниматься.

Спорт, подвижная игра - нужное занятие.

Если вновь не получается это упражнение,

Нужно просто повторить трудное движение.

Тренировка и труд вместе в спорт идут!

Тренировка и труд нам удачу принесут!

СЛАЙД 16.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Он предлагает вам творческое задание для выполнения в группах.

Творческие группы (по 5 человек) получают цветок - ромашку, лепестки которого пронумерованы, а на обратной стороне написано слово. Каждый член группы должен оторвать лепесток, составить предложение со словом с данного лепестка, используя глагол в настоящем времени, разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.

Проверка: каждая группа представляет свою работу. Все члены группы по очереди, которая устанавливается согласно номерам лепестков, читают свои предложения. Должен получиться рассказ.

СЛАЙД 17 .

Таможня Глагола Глаголыча.

Страну Глаголию смогут покинуть только те, кто хорошо усвоил урок.

Проверьте свои знания, выполнив задания теста.

Тест.

    Какой глагол I спряжения:

    1. Слышать

      Щебетать

      Дружить

      Хвалить

    В каком случае на месте пропуска пишется буква Е:

    1. Коня на вожжах не удерж …шь.

      Слово с языка не ворот…шь.

      Люб…шь подарки - люби и отдарки.

      Из поговорки слов не выкин...шь.

    В каком глаголе пишется окончание – ют?

    1. Гон…

      Вар…

      Дума…

      Пиш…

    В каком глаголе пишется окончание – ят?

    1. Робе…

      Стро…

      Рису…

    Обозначь время и лицо глаголов:

    1. Бегу -

      Замерзал -

      Нарисует -

      Смеешься -

    В каждом ряду подчеркни лишнее слово:

    1. Любить, хвалить, брить, лечить.

      Синеть, краснеть, смотреть, бледнеть.

      Рисовать, писать, работать, держать.

Слайд 18.

Площадь Торжеств и Наград.

Цель этапа: оценить знания учащихся, поощрить за работу на уроке.

Домашнее задание.

Написать сочинение по выбору:

    В городе Глагол Глаголыча.

    Сказка о Глаголе.

Число и лицо глаголов определяется их личным окончанием, правописание которых напрямую зависит от их спряжения и наклонения. В статье подробно описаны различные способы проверки ударных и безударных личных окончаний глаголов, приведена таблица с наглядными примерами.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов – система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающая на лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения – различаются личные окончания I и II спряжений, а также окончания изъявительного и повелительного наклонений.

Примеры личных окончаний глаголов в таблице :

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
І спряжение ІІ спряжение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Управляю ;
Выберу
Управляем ;
Выберем
Спорю ;
Понравлю сь
Спорим ;
Понравим ся
Давайте управлять;
Давайте понравимся
2-е лицо Управляешь ;
Выберешь
Управляете ;
Выберете
Споришь ;
Понравишь ся
Спорите ;
Понравите сь
Управляй;
Понравься
Управляйте;
Понравьтесь
3-е лицо Управляет
Выберет
Управляют ;
Выберут
Спорит ;
Понравит ся
Спорят ;
Понравят ся
Пусть управляет;
Пускай понравится
Пусть управляют;
Пускай понравятся

Безударные личные окончания глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу (поет, смеются ) . Безударные личные окончания проверяются инфинитивом глагола.

Ко 2 спряжению относятся глаголы:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • С инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить );
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть ;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать : слышать, гнать, держать, дышать .

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Если вы не уверены в спряжении и правописании безударных личных окончаний глагола, рекомендуем обращаться к словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Некоторые глаголы имеют личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: хотеть, бежать, чтить (и производные от них).

Также существует два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать (и производные от них).