Как учить буквы с ребенком. Как правильно учить с дошкольником буквы С чего начать обучение ребенка алфавиту
Все родители стремятся привить своему дитя любовь к книгам, литературе. Сначала они просто читают детям сказки на ночь, затем приходит время, когда малыша начинают учить читать самостоятельно.
Вопрос о том, когда лучше всего начинать учить алфавит , достаточно спорный.
Лучший возраст для изучения азбуки
Одни специалисты считают, что можно начинать обучать азбуке чуть ли не с одного года, другие же призывают начинать обучение не ранее 4-5 лет. Поскольку в более раннем возрасте мозг малыша не способен осилить чтение. Даже если малыш сможет выучить весь алфавит, то сложить их в слоги в возрасте 2-3 лет вряд ли сможет.
В результате таких разных мнений педагоги советуют начинать знакомить малыша с алфавитом не ранее трех лет. Причем делать это играючи, просто иногда необходимо заострять внимание на буквах и говорить звуки, им соответствующие, ни в коем случае не требовать от малыша заучивания.
А самым лучшим возрастом для осваивания азбуки и цифр, по мнению педагогов, считается все-таки возраст 4 лет. Если начинать с этого возраста, то к началу школы малыш будет уметь немного читать и писать, что в дальнейшем благоприятно скажется на его отношении к учебе.
Легкие и простые способы освоить азбуку для детей 4 лет
Важно заметить, что с какого бы возраста родители ни начинали обучать ребенка азам алфавита, сам процесс должен быть легким и достаточно коротким . Это необходимо для того, чтоб не внушить малышу отвращение к учебе в дальнейшем. Вот поэтому процесс обучения должен проходить в игровом формате, вызывая у ребенка желание к дальнейшим занятиям.
На сегодняшний день существует огромный выбор обучающих мультфильмов и видеороликов, песенок и развивающих игр, которые можно смотреть онлайн. Все они созданы для того, чтоб как можно проще и легче донести до ребенка необходимую информацию.
Основные правила изучения алфавита для детей 3 лет:
- Не пытайтесь учить с малышом все буквенные знаки сразу. Опытные педагоги советуют начинать с гласных и учить максимум по два знака в неделю. Только после того, как ребенок хорошо их выучил, можно переходить к следующим.
- При изучении согласных важно произносить звуки правильно, так, как они произносятся, а не так, как называются сами буквы. То есть Б, В, Г, а не Бэ, Вэ, Гэ соответственно. Это связано с тем, что ребенку потом очень трудно понять, как буквы складывать в слоги. Например, Б+А=БА, а если учить неправильно, то Бэ+А=? БэА?
- Изучая с ребенком алфавит, следует акцентировать внимание на связывании буквы со словами, чтоб малыш четко слышал ее в слове и мог понять, что она значит. К примеру, когда изучаем «О», четко выговариваем слова с этим звуком: «О-са», «О-чки» и т.п.
- Проще всего обучение ребенка проходит за игрой, когда малыш делает что-то самостоятельно. Поэтому чем больше он будет лепить, вырезать и раскрашивать буквы и цифры, тем быстрее он их запомнит.
- Во время изучения азбуки используйте ассоциативный метод, заключающийся в том, чтобы каждая буква ассоциировалась у малыша с определенным образом и картинкой.
- Если ребенок выучил несколько букв, из которых можно составить слово, делайте это.
- И самое главное, не скупитесь на похвалу для ребенка.
Раскраски для изучения азбуки
Один из самых простых и действенных способов обучить ребенка азбуке – это купить или распечатать раскраску с буквами . Это можно сделать как в книжном магазине, так и найти и скачать их на специализированных сайтах. Смысл этих раскрасок заключается в том, что авторы подбирают картинку для раскрашивания таким образом, чтоб у малыша создалась ассоциация с этой буквой. Что, в свою очередь, очень помогает для более быстрого запоминания. Кроме этого, когда малыш разрисовывает букву или цифру, он как бы учится писать ее.
Флеш-игры
Помимо изучения азбуки в реальной жизни, в сети Интернет существует большой выбор развивающих мультфильмов, видеороликов и игр. Этот способ обучения не стоит делать основным, хотя он и нравится малышам больше всего. Его можно выбрать как дополнение к стандартным обучающим занятиям, таким как игры в кубики, лепка из пластилина, раскрашивание, чтение и разучивание стишков и песен.
Существует несколько типов флеш-игр, обучающих детей азбуке:
- нахождение предметов на определенную букву;
- поиск буквы;
- перемещение нужной буквы в определенное место;
- поиск пары для определенной буквы.
Стоит отметить, что в процессе онлайн-игры родители должны находиться рядом с малышом и помогать ему, а также не разрешать играть слишком долго.
Вкусный алфавит
Важно, чтобы изучение алфавита у ребенка ассоциировалось с чем-то приятным и не вызывало, помимо трудностей, еще и негативные эмоции, к примеру, скуку. Для этого можно воспользоваться способом вкусного алфавита, то есть сделать буквы съедобными:
Настольные игры с алфавитом
В настоящее время в магазинах можно приобрести различные настольные игры с алфавитом. К ним относятся кубики, пазлы, домино, лото . Основным критерием выбора является то, чтоб картинки были четкими, простыми и понятными, тогда ребенку будет проще их запомнить.
Также существуют игры, созданные по определенным авторским методикам обучения чтению, такие как кубики Зайцева. Перед тем как приобрести такую настольную игру родители должны ознакомиться с этой методикой и решить для себя, подходит ли она им и их ребенку.
Лепка букв
Следующий веселый способ изучения алфавита – лепка букв . Лепить их можно как из пластилина, так и из соленого теста. При использовании последнего варианта, после лепки буквы можно запечь и использовать их в дальнейшем для составления слогов и слов.
Чтоб ребенок знал, как правильно лепить ту или иную букву, можно распечатать картинку с алфавитом или показать развивающий мультфильм про алфавит.
Польза изучения алфавита в раннем возрасте доказана многими исследованиями психологов, наблюдениями воспитателей и родителей. Знание букв – это база для дальнейшего успешного освоения чтения, письма, развития речи и грамотности, собственно, это начало образования.
И пускать на самотёк этот процесс, надеясь, что знания ребёнок получит в садике или школе, нельзя. Однако знакомиться с алфавитом ребёнку лучше всего в лёгкой, игровой форме. Поэтому далее опишем основные подходы и методики к изучению букв.
Какой возраст оптимален для знакомства с алфавитом
Показывать малышу буквы можно и до года. Скорее всего, он их забудет, если регулярно не возвращаться к ним. Но даже в таком случае информация сохранится в подсознании, и позже алфавит легче будет запоминаться. Однако у годовалого ребёнка всё же иные задачи. Он активно познаёт окружающее на вкус и цвет, систематизирует в своём сознании внешний мир и т.д., а литеры для него будут чем-то абстрактным, увеличивающим ещё больше тот хаос, что предстал его глазам после рождения.
А вот 2-3 года – это тот возраст, когда ребёнок уже может осознать и принять алфавит. Возможно, раньше или позже – ведь каждый малыш индивидуален, и программы развития, способности, склонности у всех разные. Кому-то хочется учить буквы, а кому-то интереснее рисовать собачек и кошечек… Также учесть нужно разные периоды развития у детей. К примеру, с 3-х до 4-х у ребёнка активно развивается двигательная деятельность и ему интереснее бегать, прыгать, чем читать. Поэтому начинать освоение алфавита нужно ненавязчиво, без давления с нескольких минут в день. И ребёнку должно быть легко и весело в это время. Не стоит торопиться, если малыш совершенно не желает заниматься буквами.
Какое время дня выбирать для освоения алфавита
Время нужно подбирать так, чтобы ребёнок был свеж и энергичен. Это необязательно утро – может быть и вечер после дневного сна, а есть дети одинаково активные почти весь день. Многое зависит и от выбранной методики изучения. Можно в течение дня показывать ребёнку буквы во время игр, чтения, повседневных дел… Например, складывать их из спагетти, на прогулке – из каштанов, находить в надписях на одежде и т.д.
Методики изучения
Есть несколько методик овладения алфавитом. Приведём принципы некоторых из них. На чём остановиться каждые родители решают, исходя из собственных симпатий и восприятия ребёнка. Некоторые комбинируют или берут что-то за основу и добавляют собственные изобретения.
Азбука
К каждой букве прикреплён мнемонический рисунок: А – автобус, В – велосипед… Метод хорош для запоминания алфавита, но существует риск, что сформируются чёткие ассоциации букв с предметами, и ребёнку сложно будет впоследствии понять, каким образом из А-автобусов и М-медведей получается «мама».
Букварь
Старый классический способ изучения звуков и складывания их в слова. Тут процессы освоения букв, сложения их в слоги различных сочетаний и в слова происходят параллельно. При этом ребёнок видит красноречивые иллюстрации того, что складывает.
Метод подходит детям после 5-6, когда побольше усидчивости. Буквари хороши для левополушарных малышей с преобладанием аналитического мышления.
Методика Монтессори
Основана на изучении алфавита в трёх сенсорных аспектах: тактильном, звуковом и визуальном. Т.е. ребёнок трогает буковку, слышит её звучание и видит изображение одновременно. Для занятий подготавливаются шершавые буквы и предметы, на них называющиеся. Сначала мама (или другой воспитатель) достаёт литеру, проводит по ней указательным и средним пальцами сверху вниз и называет её: «Вот буква [г-г-г]». Можно повторить действие несколько раз, а затем предложить так же сделать ребёнку. Когда малыш хорошо это усвоил, нужно вынуть предметы к буквам и показать малышу, объясняя, что, скажем, груша начинается на [г]. Так нужно заниматься с ребёнком ежедневно, изучая по 3 буквы и повторяя уже пройденные.
Для закрепления можно поиграть с малышом. Нужно заранее приготовить карточки с рисунками предметов, названия которых начинаются на определённые буквы («д» – дом, дерево, дверь…), подписать их и разложить в конверты. Для игры выбрать пройденную уже литеру и предлагать ребёнку доставать карточки из соответствующего пакета, называть предмет и звук, на который начинается его название, а также обводить букву. Если такая игра покажется сложной, попробуйте разложить изученные шершавые литеры на полу и попросить малыша дойди до той либо иной из них на цыпочках (допрыгать жабкой, доползти…).
Методика Зайцева
Нельзя не сказать о знаменитых кубиках Зайцева. Однако в чистом виде этой методики дети учат сразу склады, не изучая буквы в отдельности, т.е. сразу учатся читать. На кубиках подаются все возможные сочетания букв. Ребёнок сначала осваивает и запоминает их, а затем начинается складывание слогов в слова. В этом есть как плюсы, так и минусы. Впоследствии малышу бывает сложно разобраться в строении слова, да и просто ребёнок лишается возможности самостоятельно сложить две буквы. Логопеды отмечают также проглатывание окончаний.
Кубики Зайцева подходят правополушарным детям с развитым образным мышлением и «хромающим» аналитическим.
Методика Полякова
Относительно новая методика. Вначале изучаются гласные рифмованными парами «А-Я», «У-Ю» и т.д. путём многократного повторения и показывания букв на карточках, меняя порядок и состав пар. Для этого на карточках пишутся буквы (одна карточка – одна буква), и быстро показываются малышу с озвучиванием «А-Я», «О-Ё». При этом ребёнок должен видеть только ту литеру, о которой идёт речь. После нескольких повторений, можно попросить малыша назвать буквы. На первом уроке изучаются две пары гласных. На втором – эти четыре буквы повторяются, осваиваются не рифмованном виде (А, О, Я, Ё) и добавляется новая пара и т.д. Между уроками (проводятся 2 раза в неделю) по 5 раз в день нужно показывать буквы малышу для закрепления. Согласные изучаются с помощью 20-ти таблиц из 6-ти пар сочетаний. Одна согласная складывается с твёрдой и с мягкой рифмованными гласными, т.е.:
Б-БЬ
БА-БЯ
БУ-БЮ
и т.д.
Дальше нужно пропевать эти пары низким и высоким голосом. Сначала произносится и несколько раз повторяется чистый звук, затем склады. Таблицы пропеваются по несколько раз в день. На первом уроке ребёнок проходит 6 гласных и по мере освоения добавляются новые.
В результате дети изучают чистые звуки и их сочетания.
Как ещё можно изучать буквы
Изучение алфавита лучше начинать с гласных, вводя постепенно согласные и показывая ребёнку, как они сочетаются. Для этого можно придумывать самые разные игры. Развесить карточки с буквами и таблицами по дому, утром прилепить новую литеру к окошку, сказав малышу, что птичка принесла… Чтобы заинтересовать ребёнка, можно предложить ему помочь обучить любимую игрушку, вылепить алфавит из теста, выложить из мозаики, невзначай найти ленточку в виде буквы и т.д. Очень нравится детям наклеивать магнитные литеры на стенки ванны во время купания.
Что можно использовать для обучения ребёнка алфавиту
Помощниками в изучении алфавита могут стать кубики, магниты, раскраски, азбуки… Есть хорошие обучающие мультфильмы, как «Уроки тётушки совы». Выкладывать буквы можно из палочек и карандашей, лепить из пластилина и теста. Очень удобны мольберты, на которых можно писать алфавит, склады, прикреплять магниты. Продаётся также немало игрушек, помогающих в познавания букв.
Какой бы путь освоения алфавита вы ни выбрали, главное, чтобы его принял ребёнок. Также нужно понимать, что без усилий как со стороны родителей, так и малыша, выучить буквы не удастся.
На сегодняшний момент моей дочери уже 11 лет, а ее успехи в обучении начались еще в раннем возрасте. В 2 года она достаточно чисто говорила сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А в 5 лет уже самостоятельно читала книги. Весь период между этими возрастами ушел на то, чтобы научить дочку читать. Много это или мало — судите сами.
Как научить ребенка разговаривать – это отдельная тема, остановимся сегодня только на том, как правильно учить алфавит. Слово «правильно» в данном случае имеет субъективный оттенок, поскольку я поделюсь только личными советами, которые сработали в жизни. Но если вы сторонник научно обоснованных методик, то они тоже есть. Очень кратко перечислю их. А уже затем поделюсь своим опытом.
Методики изучения алфавита
Чаще всего такие разработки называются по фамилии автора. Если у вас появится желание познакомиться с ними поближе и использовать в своей практике, то найти их описание не составит труда – в интернете они все есть.
Методика Бахтиной
Изучение русского алфавита построено на создании зрительного образа или ассоциации. Проще говоря, нужно найти предмет, который похож на букву и при этом начинается с нее. Например, букву «Б» можно связать с бегемотом, у которого большой животик.
Методика Монтессори
Запоминание букв по этой схеме происходит при одновременной работе трех видов анализаторов: тактильных, зрительных и слуховых. То есть ребенок должен видеть букву, слышать ее звучание и держать ее в руках. При этом буквенные макеты рекомендуется делать шершавыми.
Методика Зайцева
Изучение начинается сразу со слогов, которые написаны на игровых кубиках. То есть можно сказать, что этап знакомства с отдельными буквами не является первым. Многие педагоги находят в этом как плюсы, так и минусы.
Методика Полякова
Основной идеей данной разработки является изучение буквенных знаков в созвучных парах. Например, «А – Я», «О — Ё». Сначала рассматриваются гласные, а затем согласные. Последние также рифмуются: «БА — БЯ». Все парные сочетания сведены для удобства в таблицу, а сами буквы нужно не проговаривать, а пропевать.
Когда начинать учить ребенка буквам
Этот вопрос не имеет однозначного и категоричного ответа. Детские психологи и педагоги называют разные возрастные планки. Кто-то считает, что начинать учить следует уже в 2 года, кто-то рекомендует в 5-6 лет. Я помню, когда Лера пошла в первый класс, нашей учительнице на первой встрече кто-то из родителей задал вопрос: «А ребенок обязательно должен уметь читать к 7 годам?» На что наш педагог ответила: «Не переживайте, мы всему научим».
Считается, что чем раньше ребенок осваивает новые знания и умения, тем лучше. Активнее идет развитие мышления, логики, памяти. Позднее ребенку легче учиться в школе и усваивать информацию из разных областей знания.
Однако такая точка зрения разделяется не всеми. Часть психологов считает, что не стоит спешить – получать новые навыки нужно согласно возраста. В частности, учить буквы и начинать читать – в 6-7 лет (как и запрограммировано школьной программой).
На мой взгляд, вывод напрашивается один – в отношении своего ребенка вы вправе выбирать любой путь развития. Если малыш проявляет любознательность, стремление к освоению нового, у него есть потенциал для более активного развития, то, нужно ли его сдерживать и ждать до 5-6-7 лет? И, наоборот, если ребенок еще не готов к добровольному освоению алфавита, не проявляет интереса и у него не хватает усидчивости, то не следует торопить события.
Критерии, по которым определяют, что уже можно начинать учить буквы:
- Ребенок хорошо разговаривает, четко проговаривает все звуки и правильно произносит слова.
- Проявляет усидчивость или по-другому — концентрацию внимания.
- У него выражен интерес к новой для него информации.
- Ребенок обладает хорошей памятью (в первую очередь зрительной).
- Любит рассматривать книги и любит, когда ему читают книги.
Если под всеми пунктами вы ставите плюсик, то самое время начинать учить буквы. Хотя в отношении последнего тезиса я не была бы так категорична. Жизнь показывает, что далеко не все дети любят книги. И ждать, когда они их полюбят, бессмысленно. Для таких малышей можно найти другие способы учить буквы, благо их немало.
Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:
Порядок освоения букв
Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».
Произношение букв
Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.
Повторение
Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по , спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.
Постепенность
Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!
Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.
Умеренность
Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей. Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день. Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.
Что нужно для изучения букв
Книги и азбуки
Без этих помощников невозможно обойтись. Купите ребенку несколько разных азбук (хотя бы две). Они должны быть яркими и красочными. Лучше, если каждая буква описывается в стихотворной форме – дети быстрее воспринимают рифму.
Сейчас есть азбуки, в которые монтированы звуковые приложения. То есть нажимаешь на кнопку в книжке и звучит буква. С такими книгами малыш сможет заниматься и самостоятельно.
Читайте ребенку как можно больше, чтобы у него появился интерес к книгам. И начинать чтение нужно с рождения, а не ждать часа Х. И книги должны быть разными по дизайну и качеству. Например, в нашей домашней библиотеке было несколько красочных книг с CD-дисками, на которых был записан текст сказки из книжки. Я включала диск, а дочка сидела с книгой в руках, слушала и «читала», вовремя перелистывая страницы. Читать она тогда еще не могла, но, думаю, что стремление и желание подстегивалось хорошо.
Игры
Учить буквы проще всего в игре. А этот вид деятельности у детей постоянно, поэтому вам остается только подыгрывать своему малышу. Существует много готовых игр и творческих принадлежностей, которые можно приспособить для изучения букв:
- лото;
- мозаика;
- раскраски;
- цветные мелки;
- конструктор;
- пластилин.
Дидактический материал
Сюда относятся различные карточки с написанными буквами, магнитная доска, кубики, плакаты с алфавитом (в том числе звуковые). Многие из этих вещей пригодятся и потом, когда придется складывать слоги и слова. У нас магнитными буквами, а в последствие словами из них был облеплен даже холодильник – с детской точки зрения, оказывается, так интереснее, чем на доске.
Если с выбором азбуки и другой печатной продукции по изучению букв есть проблемы, то можете поискать подходящее вот на этой витрине . Здесь много замечательных красочных азбук и пособий, поэтому выбрать нужные для ребенка материалы не составит труда. Многие их этих вещей были и у нас дома.
Мультфильмы
Детскую жизнь сложно представить без мультяшек. И замечательно, когда их можно совместить с домашним обучением. В качестве закрепления новой буквы включайте малышу нужную серию мультфильма.
Сейчас очень много разных мультипликационных сериалов на данную тему. Это серии с Лунтиком, с тетушкой Совуньей, с грузовичком Левой. Есть и другие, менее знаменитые мультики. Вот один из них. Посмотрите, как происходит знакомство с буквой «А» в этом мультфильме:
Надеюсь, что у вас не будет проблем, как учить буквы с ребенком. И вы сделаете это правильно, ориентируясь не только на советы, но также на темперамент и способности своего малыша.
Успехов вам! Надежда Горюнова
Как быстро и правильно выучить с ребенком алфавит. Советы и правила по изучению алфавита. Интересные приемы по изучению букв в разном возрасте (от 3 до 6 лет). Методики по запоминанию букв.
Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться.
Некоторые дети начинают узнавать буквы в возрасте от 2 до 3 лет и могут определять большинство букв к 4 годам. Это значит, что Вы можете начинать учить с ребенком азбуку, кода ему будет около 3 лет. Конечно, не стоит ждать, что ребенок сразу же запомнит много букв, на это потребуется время.
Врачи и учителя считают, что лучше всего осваивать буквы следует после 3 лет. С этого возраста у детей повышена любознательность и способность к обучению.
Но поскольку каждый малыш развивается индивидуально, то родители должны поймать этот момент. Если есть проблемы с заиканием, с произношением звуков, то лучше подождать.
Есть несколько правил, которые помогут подготовиться к изучению алфавита:
- пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу, которую вы будете читать, и сам перелистывает странички;
- внимательно разглядывайте и обсуждайте картинки;
- обсудите прочитанное, пусть ребенок перескажет историю.
Рекомендуется использовать такие методы, которые могут привлечь внимание ребенка, поскольку интерес способствует более легкому усвоению и запоминанию. Важно хвалить малыша и ни в коем случае нельзя ругать. Занятия стоит проводить в одно и то же время, регулярно, чтобы выработать привычку.
Существует общая инструкция по изучению букв в алфавите:
Во-первых, начинать изучать буквы лучше от простых и тех, которые чаще всего употребляются, постепенно переходя к редким и сложным.
Во-вторых, одной буквы в пару дней для малыша будет достаточно. Закреплять результат можно с помощью карточек с предметами, вырезанных из бумаги или ткани букв, слепленных из пластилина. Чтобы ребенок забыл ранее выученную букву, стоит начинать каждое занятие с повторения.
В-третьих, родители могут рассказать ребенку, на что похожа буква, прочитать небольшие стихотворения о ней или спеть песню.
Изучаем алфавит в 3 года
Первый шаг в обучении алфавиту трехлетнего ребенка – заинтересовать его. Чаще он начинает проявлять интерес к буквам во время чтения. Задача мамы и папы – поддержать эту заинтересованность. К этому возрасту у малыша появляются любимые сказки, стишки (если родители читают ему много книг). Появляется мотивация освоить алфавит, чтобы в дальнейшем читать самому. Лучше всего в трехлетнем возрасте дети запоминают первую букву имени, буквы А, Б и В.
Итак, как научить ребенка буквам:
Во-первых, можно использовать кубики, с нарисованными на них буквами, карточки, магнитную азбуку, различные плакаты и наклейки.
Во-вторых, родители вместе с ребенком должны прорисовать буквы на бумаге, на доске, или на асфальте. Это поможет быстрее запомнить буквы.
В-третьих, можно складывать буквы из различных подручных переметов, например, пуговиц, палочек и так далее. Такое занятие будет полезно не только в плане изучения алфавита, но и позволит развить мелкую моторику.
Главное правило – алфавит изучается по одной букве.
Важно помнит, что ребенка в 3 года не стоит насильно принуждать и заставлять учить буквы – это может отбить весь интерес и желание, и в дальнейшем научить ребенка буквам будет уже тяжелее.
Изучаем алфавит в 4 года
Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.
Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.
Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.
Изучаем алфавит в 5 лет
В возрасте 5 лет ребенок уже осознано проявляет интерес к чтению. Он понимает, что из букв можно составлять слова, а из слов – предложения. Пятилетний малыш может самостоятельно без подсказок родителей с помощью подручных предметов составлять буквы, лепить их из пластилина.
Электронный букварь в этом возрасте окажется очень полезным – он заинтересует и увлечет ребенка. В данном случае очень важно правильно подобрать такой букварь. Буквы должны произноситься как звуки, обозначающие их (не «эр», а «р» или не «эн», а «н»).
Для четырех- и пятилетних деток есть специальная рабочая тетрадь «Изучаем буквы», по которой они вместе с родителями или самостоятельно могут заниматься.
В этом возрасте главное, чтобы ребенок правильно и связно говорил. Для этого родители должны просить ребенка рассказывать что-нибудь, например, чем он занимался сегодня, пусть перескажет свою любимую сказку и так далее.
Изучаем алфавит в 6 лет
6 лет – самый лучший период, когда запомнить алфавит и начать читать. Поэтому родителям не стоит сильно переживать, если до этого их малыш не проявлял никакого стремления к изучению букв. В 6 лет алфавит куда быстрее, нежели в 3 года.
В данном случае для занятий можно использовать буквари, магнитную азбуку, полезными окажутся прописи. Можно смотреть с ребенком специальные мультфильмы, обучающие буквам. Сейчас есть множество полезных приложений для и смартфонов, сайтов с развивающими играми в интернете помогающих ребенку познавать алфавит.
Всей семьей можно создать авторский букварь. Для этого нужно рисовать или вырезать из бумаги букву и картинку, изображающую предмет на эту букву. Затем приклеиваем их на страничку в альбоме для рисования. Ребенку очень понравится такая работа.
Последовательные занятия с использованием букваря способствуют тому, что параллельно с изучением алфавита, шестилетний ребенок учится читать.
Итак, главные правила как научить ребенка буквам:
- Чтобы ребенок выучил алфавит, родители не должны насильно заставлять заниматься.
- Наиболее благоприятной для изучения букв является игровая форма обучения.
- Начинать занятия стоит тогда, когда у ребенка появляется интерес к буквам.
- Лучший способ выучить азбуку – родители должны вызвать любопытство малыша.
- Стоит подбирать интересные игры, в которые ребенок будет искренне хотеть играть.
- Если ребенку неинтересно, он не хочет играть с буквами, то в данном случае родители должны повременить с занятиями, потому что ребенок еще не готов к этому.
- Закреплять усвоенный материал очень важно. Родители должны просить ребенка называть буквы, которые есть в окружающих предметах. Пусть он сам рисует их.
Теперь Вы узнали, как помочь своему ребенку выучить алфавит. Помните, не стоит требовать от него больше, чем он сможет запомнить. И даже если у него что-то не получается, не ругайте. Обращайте внимание на настроение ребенка, не устал ли он. Ваш малыш сможет с легкостью запомнить все буквы, если Вы возьмете во внимание приведенные в статье советы.
Когда в семье живет ребенок дошкольного возраста ему хочется скорее показать мир, рассказать, что такое азбука, выучить с ними алфавит и цифры. Но слишком рано такие занятия не принесут никакого результата, ведь физиологические особенности детей никто не отменял и с ними необходимо считаться.
Например, с 2-х летнего возраста ребенок осознанно познает мир через прикосновения, вкусовые ощущения и зрение, а вот заинтересовать его в это время учебой практически невозможно, так как детскому уму еще не понять значение цифр и букв.
Учить буквы с ребенком чаще всего начинают с 4-х лет, ведь он уже начинает анализировать свои действия и понемногу понимать для чего ему нужно учится. К тому же времени на это уйдет мало – 10–15 минут в день.
В 6–7 у деток улучшается память, мышление и восприятие, поэтому они наверняка готовы к игре в школу. Так что если раньше ваш малыш не проявлял никакого интереса к учебе, то сейчас самое время научить его новым занятиям.
Мария Монсессори – известный испанский педагог, которая основала свою школу для малышей и предложила одну из самых известных методик, которая поможет выучить с ребенком алфавит при помощи игры. Она состоит из 4 частей и рассчитана для детей любых возрастов от 3 до 6 или даже 7 лет.
Рисуем на песке – развиваем речь
Перед тем как ребенок сможет правильно и быстро писать буквы ему нужно развить мышцы рук и укрепить пальчики, которым вскоре предстоит довольно часто держать ручку. Так что первая игра Монтессори – рисунки пальцем на песке. Если возможности пойти на пляж нету, то достаточно высыпать немного манной крупы на противень, на котором и будет проходить занятие. Начните рисовать что-то простое, например, улыбающийся смайлик, солнышко или елочку, а малыш пусть все за вами повторяет. Когда перейдете к более сложным рисункам, то работайте с ребенком вместе: он нарисовал голову, вы – туловище и так далее.
«Шершавые буквы»
Следующее упражнение, что поможет выучить алфавит играя, называется «Шершавые буквы», которая предполагает наличие специальных букв. Их можно купить в интернет-магазине или посмотреть обучающее видео, где рассказывается, как их сделать для детей самостоятельно.
Далее, показываем ребенку одну букву и говорим, как она произносится, после пускай малыш повторит за вами услышанный звук. В конце обязательно даем возможность потрогать карточку с буквой, одновременно произнося ее звучание и показываем предмет, что начинается на выученную букву.
За раз необходимо проработать три буковки и в начале каждого занятия повторить уже выученное. Если ребенок подзабыл что-то из прошедшего материала, то смело добавляйте забытого «товарища» в новую тройку из азбуки.
Все остальные развивающие способы учения букв для малышей можно почитать в книге Мари-Элен Пляс «Учим буквы по методике Монтессори».
Методики и упражнения для малышей от 4-х до 6 лет
Буквы из мозаики
Как уже говорилось выше, 4 годика – это лучший период для обучения и запоминания. В это время уже можно использовать мозаику, из которой ребенок должен будет сложить названную родителем букву. В мозаике легче научить писать буквы с горизонтальными линиями, а чтобы усложнить задание попросите сделать букву определенного цвета, маленькую или большую.
«Азбука из пластилина»
Следующий вариант игры с ребенком уже 5-ти и 6-ти летнего возраста – это «Азбука из пластилина». На доске для лепки карандашом нарисуйте очертание букв и попросите малыша вылепить определенную букву из пластилина. Когда получится их хорошо выучить, можно усложнить задачу выполняя задание быстро. «Азбука» хороша для игры с ребенком тем, что помогает быстрее запомнить алфавит и разработать моторику пальцев.
Существует еще очень много методик, которые подойдут маленьким деткам. Для некоторых из них необходимо делать «инвентарь» своими руками в чем вам, несомненно, помогут видео из Интернета.
Развивающие компьютерные игры для изучения цифр
Детей очень привлекает техника, в том числе и компьютеры. И нет ничего плохого в том, если девочек и мальчиков, начиная с 4-х лет, будет учить и запоминать цифры играя на ноутбуке. Ведь есть видео, методики, развивающие игрушки онлайн способные правильно научить запоминать цифры. Например, онлайн-программа, где ребенок должен разукрасить определенную цифру в понравившийся цвет и чем чаще он будет ее разукрашивать, тем быстрее запомнит.
Если вашему ребенку уже 5–6 лет, то выбираются симуляторы посложнее, такие как «Найди пару – сложение», «Найди пару – вычитание» и с их помощью изучают вычисление и прибавление. Данные игрушки выполнены в виде закрытых квадратиков, которые игрок открывает, запоминает, что там написано (например, 7+3=) и ищет к нему правильный ответ.
Если не касаться компьютера, то запомнить цифры помогут простенькие упражнения. Например, идя по улице попросите ребенка запомнить номер стоящей во дворе машине или найти в нем конкретную цифру. Хорошо влияют запоминанию с самого малого возраста забавные стишки, песенки и считалочки, которые легко запоминаются и рассказывают о чем-то интересном.
Как видите, способов научить ребенка произносить буквы, запоминать числа очень много: методики популярных педагогов и психологов (помимо работы Монтессори распространены методики Зайцева и Полякова), обучающие видео, развивающие игрушки и упражнения.
Методики справляются со своей задачей при условии, что воспитательный процесс происходит правильно – не заставляют ребенка учиться в плохом настроении, не повышают голос, не требуют слишком многого и гордятся даже минимальными достижениями. А главное, что выбранный способ должен соответствовать возрасту и способностям малыша.
Если видите, что дошкольнику интересно учиться, хочется постоянно узнавать что-то новое и поскорее разобрать, что написано на магазинных вывесках, то азбука станет идеальной первой книгой, которую ребенку будет интересно изучить.