Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Как не заглушить творческое мышление у детей. Креативное мышление: упражнения которые помогут развить креативность Как развивать творческое мышление и воображение

Как не заглушить творческое мышление у детей. Креативное мышление: упражнения которые помогут развить креативность Как развивать творческое мышление и воображение

Рады приветствовать вас друзья!

В этой статье вы найдете практические советы, как развить креативность и перестать мыслить шаблонно. В силу своей природы не все способны творчески думать и нестандартно подходить к решению важных вопросов. При желании это достаточно легко исправить и, наконец-то, перестать ждать, когда же вдохновение придет самостоятельно к вам.

Прочитав нашу статью внимательно, вы узнаете много полезных советов, которые помогут развить креативность, а также поймете, какие упражнения необходимо делать ежедневно для тренировки творческого мышления.

Умение творчески подходить к решению задач помогает решить большое количество проблем, а также продвинуться по карьерной лестнице. Тем, чья профессия напрямую связана с креативным мышлением (дизайнерам, писателям, художникам, музыкантам и т.д.) особенно важно уметь быстро включиться в процесс. Зачастую, творческие люди часто затягивают сроки выполнения работ, ожидая музу, однако, вдохновение не всегда быстро приходит, а иногда и вовсе пропадает надолго.

Независимо от того, в какой сфере вы трудитесь, вам все равно будет полезно поработать над своими творческими задатками, тем самым упростив себе жизнь. Мы подготовили несколько наиболее действенных способов для улучшения вашего потенциала.

4. Отдых

Иногда, чтобы настроиться на правильную волну и отыскать вдохновение необходимо немного отвлечься. Если вы долго работали над своим проектом, то пришла пора переключиться на другое.

Устройте себе 30 минутный отдых. Разложите пасьянс, выпейте кофе, пообщайтесь по телефону с друзьями. После этого приступайте к работе. Такой подход позволит вашим мыслям немного расслабиться и заново включиться в творческий процесс.

5. Начните «творить»!

Многие писатели так и не напечатали свой новый шедевр, потому что все это время искали музу. Иногда подобные поиски приводят творческих людей к допингу в виде алкоголя или еще чего-то похуже.

Однако подобным образом креативность развить, как правило, ни у кого не получается. Не ищите вдохновение – начните творить уже сейчас и оно придет к вам в процессе работы. Недаром говорят, что аппетит приходит во время еды!

6. Работа в шумном месте

Идеальным местом для творческого процесса станет любая кофейня. Средний уровень шума поможет развить вашу креативность и подскажет, как мыслить иначе. При повышенном уровне шума работоспособность наоборот понижается. Поэтому выберите кофейню себе по душе и трудитесь. Таким образом, вы дистанцируетесь от домашних проблем и суеты и сможете творить.

Если вы начнете регулярно упражняться, то легко сможете развить свою креативность. В этой статье мы подготовили наиболее действенные техники, которые позволят вам стать лучше. Выполняйте наши упражнение регулярно и вскоре заметите первые результаты.

Наиболее действенны такие техники:

  • Используйте предметы. Например, придумайте, что бы вы смогли сделать с пуговицей или спичечным коробком. Можете поиграть в эту игру вдвоем, так будет гораздо веселее. Найдите 10 способов, что вы сможете сделать с этой вещью и сравните результаты с вашим другом
  • Ассоциативный ряд. Выберите одно слово существительное, например, «чашка». Теперь придумайте к нему 5 наиболее подходящих прилагательных (чашка: красивая, горячая, стеклянная, глиняная, узорчатая). После этого подберите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к предмету (плюшевая чашка, жареная чашка и т.д.);
  • Два слова. Откройте книгу на любой странице и ткните пальцем в абсолютно разные по смыслу 2 слова. После этого попытайтесь «поиграть» со словами. Что есть схожего между ними? Как вы можете их сопоставить или объединить в одно целое? Придумайте интересную историю, которая бы помогла связать эти 2 слова;
  • Побудьте строителем. Напишите 10 любых слов существительных. Например: голубь, фазан, цветы, дерево, книга, озеро и т.д. После этого возьмите карандаш и бумагу. Нарисуйте дом и попробуйте пририсовать к нему различные детали, которые подходили бы к значению выше перечисленных слов. Нарисуйте белоснежные стены в доме, как в случае с перьями у «голубя». Добавьте лужайку перед домом, по которой будет ходить «фазан». Нарисуйте клумбу к слову «цветы» и т.д. После того как рисунок будет готов попробуйте представить себе, как ваш дом может выглядеть вживую.

Дорогие друзья, мы надеемся, что наша статья поможет вам качественно улучшить свою жизнь и развить креативность. Упражняйтесь регулярно и уже вскоре вы заметите приятные результаты.

У ваших друзей схожая проблема и им нужно научиться мыслить нестандартно? Тогда посоветуйте им прочесть нашу статью в соц.сети.

Поделись статьей с другом:

Специалисты утверждают, что легче всего адаптируются к переменам креативные личности, умеющие творчески мыслить. Кроме творческой составляющей таким людям присущи нестандартность мышления и чувство юмора, развитое воображение и фантазия. Такие качества помогут им добиться успеха в любом деле.

Как развить творческие способности?

Креативность не передается по наследству. В каждом маленьком человечке внутри заложено желание творить. Причем творчество проявляется не только в рисовании или музыке, но и в математике, физике, химии и любой другой науке.

Чтобы ребенок вырос и творческой личностью, важно:

  1. Наполнить мир малыша предметами, позволяющими воплощать идеи и фантазии . Например, конструктор, большой кукольный гардероб, наборы для рукоделия и другие всевозможные материалы в зависимости от увлечений ребенка.
  2. Поддерживать его во всех начинаниях, вдохновлять на новые идеи , посещая выставки и концерты, обращать его внимание на работы других детей, чтобы он видел, что не только взрослые делают красивые вещи.
  3. Устраивать персональные выставки поделок и рисунков , вывешивая их на видном месте в доме, чтобы ребенок ощутил значимость своей работы.
  4. Не мешать малышу думать самому и принимать собственное решение .

И самое главное – поощрять любопытство ребенка, отвечать на его вопросы, объяснять, задавать наводящие вопросы, и ни в коем случае не критиковать маленького творца!

Какие игры и упражнения помогут развить креативность?

На развитие воображения и креативности направлены разнообразные словесные игры, упражнения на выдумывание историй, сравнение и обобщение. Например, в игре «Строители» маленькие дети строят дом из кубиков.

Во время процесса можно задать им вопросы:

  • Кто будет жить в домике?
  • Чем они будут заниматься?
  • Какая мебель будет в доме?
  • Для чего она нужна?

Подойдут и другие упражнения, способствующие развитию воображения и фантазии.

Архитектор

Дети становятся архитекторами. Им нужно нарисовать проект дома с учетом пожеланий клиента . А вот вкусы у будущего хозяина какие-то странные – он написал несколько слов и предложил архитекторам самим отразить эти слова в проекте. К примеру, предложил в интерьере дома или прилегающей территории «спрятать» слова: чашка чая, перо, мозаика и кубик.

Дети подключают фантазию и рисуют, кто на что горазд. Один изобразит фонтан в виде чашки с водой цвета чая, деревья в форме перьев, мозаичные стены у дома и мебель из кубиков. Другой сделает стулья в виде чашек, из мозаики выложит пол, из кубиков соорудит колонны, а перьями украсит дверные проемы. Фантазия третьего будет отличаться. Чем больше свободы предоставить детям, тем интереснее получатся их проекты .

Найди связь

Маленьким детям предлагают найти связь между изображениями на нескольких картинках и описать ее . Например, яблоки растут на дереве, огурец и помидор можно встретить в одном месте – на огороде, изображенные овощи одинакового цвета.

Вариант посложнее – у детей по одной карточке, остальные лежат на столе рубашкой вверх. Ведущий переворачивает одну картинку. Ребенок, который быстрее всех смог связать открывшийся рисунок со своим, получает ее в свою коллекцию. Далее игра продолжается.

Более сложная игра – ассоциативный ряд. Малыш выкладывает несколько карточек в ряд, составляя по ходу выкладывания картинок логичное предложение. Например, выложив картинки с изображениями автобуса, детьми, деревом и яблоками, он может сказать: «Дети поехали на автобусе в сад за яблоками».

Детям пяти лет можно пытаться составлять рассказ. В ряд выкладывают несколько картинок, по которым нужно придумать несколько предложений. Например, «В дупле большого дуба жила белка. Она любила грызть орехи и скакать по деревьям. Однажды она встретила зайца…»

Эта игра подойдет даже для самых маленьких ребят, которые любят наблюдать за окружающей природой . Рассматривая причудливые облака, трещинки на дороге, лужи после дождя, можно найти столько интересного! Если погодные условия не позволяют выйти на улицу, то можно поиграть дома, посадив на бумагу кляксы и пятна с помощью ручек и фломастеров.

Постепенно упражнение усложняется: дети становятся представителями разных профессий, которые ищут «свои» предметы. Например, доктор может увидеть шприц или халат, а строитель – кирпич.

Немного другое упражнение – поиск в окружающих объектах . Например, на что похож воздушный шар? На большой клубок пушистых ниток, мяч, солнышко. Можно задать другой вопрос: «Что похоже на лимон?». Может, рядом находится пудреница такой формы или какая-то игрушка.

Словесные игры

Игра в слова имеет множество вариаций:

  • Придумать предмету 10 слов – описаний.
  • Придумать 10 слов, которые не подходят какому-то объекту.
  • Назвать 10 слов на определенную букву.
  • Отгадать слово по его определению.
  • Придумать предмету другое название в зависимости от цвета, предназначения, формы.

Еще один вариант словесной игры для детей пяти лет – «Откуда это взялось и как сюда попало?». Детям предлагают ответить на эти вопросы по отношению к одному предмету. Важное условие – ответы должны быть разными и могут быть очень фантастическими. Например, яблоко принес журавль из волшебного сада.

Что делать?

Еще одно интересное упражнение – разбор жизненных ситуаций, когда что-то случилось. Например, сломался каблук, а мастерской рядом нет.

Рассматриваются все возможные варианты:

  1. Пойти босиком.
  2. Приклеить его с помощью жевательной резинки.
  3. Перемотать платочком, скотчем.
  4. Оторвать его и пойти без каблука.

Подходящими будут даже безумные варианты. Главное, чтобы они соответствовали поставленной цели . Еще несколько ситуаций: опоздали на автобус, вырвали сумочку из рук, пошел дождь, а зонтика нет.

Ролевые игры

В игре с ребенком можно заменять реальными предметами воображаемые : веником – скакуна быстрого, карандашом – волшебную палочку, пустой коробкой из картона – летающий корабль. Причем маленьким детям (3 года) важно, чтобы было определенное сходство с замещаемым объектом. Дети постарше будут увлеченно играть даже при небольшом намеке на похожесть. Таким образом, ребенок постепенно учится манипулировать воображаемыми предметами.

Различные наборы «Доктор», «Магазин», «Чаепитие» помогают тренировать социальные навыки и умения малыша: он учится правильно вести себя в определенных ситуациях. Позволяют эти наборы тренировать воображение, ведь всю ситуацию дети продумывают сами, стараясь создать определенный образ и манипулировать им определенное время.

Развивать творческую активность, фантазию и самостоятельность помогут домашние спектакли .

Важно при этом привлекать детей не только к исполнению ролей, но также созданию декораций и пошиву костюмов. Для малышей подойдут простые сказки, с минимальным набором слов. Детям постарше можно предложить сочинить сказку самому.

Более простой вариант . Костюмы можно нарисовать или распечатать на бумаге, вырезать, приклеить на бумажное колечко по размеру пальца. Так как актерами будут пальчики, то ребенок сможет сыграть в спектакле сразу несколько ролей.

Является ключом к успеху, пожалуй, во всех областях жизни. Оно открывает широкие возможности для самореализации. Как развивать творческое мышление?

Хобби держит мозг в тонусе

…Старший сын вернулся из армии и пока отдыхает дома. Наблюдаю, как он мечется от компьютеру к гитаре - это два его увлечения, две больших любви. Как только что-то не получается с новой программой, сын берет в руки гитару. А вскоре у него появляется нужное решение, и он возвращается к компьютеру. Со вдохновением, воодушевлением. А мне радостно: в детстве мы сумели разглядеть в моем мальчике именно то, что ему по душе, помочь развить творческие способности, данные от природы.

Как важно поддержать в ребенке то, что в него уже заложила матушка-природа! Но часто бывает так: ребенку нравится рисовать - а его отправляют в музыкальную школу или в спортивную секцию. Или он спортивен и энергичен, а его заставляют часами заучивать нудные гаммы… На мой взгляд, если родители не знают, как искать и развивать творческие способности ребенка, то важно хотя бы не мешать: дать право сыну или дочери ходить на кружки, которые они выберут сами, бросать их и искать другие. Со временем обязательно найдется то, что по душе!

Я придерживаюсь мнения, что каждый человек уникален и талантлив, что мнение об особой породе творческих людей - всего лишь миф. Это доказывают едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет. И не только детям, но и взрослым полезно искать занятия, которые им понравятся. Никогда не поздно начать петь, рисовать, играть в футбол, летать или шить.

Любое творческое занятие! - держат мозг в тонусе, а чередование различных видов деятельности, переключая внимание, позволяет найти ответы в самых неожиданных местах. Исследования показывают,что более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались и другими видами искусства - живописью, театром или танцем.

Куда двигаться, развивая креативность

Однако наши увлечения, хобби – не единственное, что может помочь развить креативность и нестандартное мышление. Специалисты предлагают множество методик и специальных приемов. В основном, они сводятся к одному из четырех направлений .

1. Систематизация алгоритмов решения. В этом направлении наиболее популярной методикой является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она основана на теории Генриха Альтшуллера. Он заявил, что неэффективно ждать музу. Проанализировав более 400 тысяч изобретений в разных областях, ученый пришел к выводу, что 90% задач можно решить по одному из 40 алгоритмов, важно лишь правильно определить тип задачи.

2. Систематизация творческого процесса. Эта модель делит процесс рождения идеи на несколько шагов: сбор доступных данных (что имеем?), постановка задачи (что нужно сделать?), соотнесение данных и задачи (есть ли возможность сделать?) и генерация нескольких решений (как это можно сделать? ). Из известных методик – «Шесть шляп» Эдварда де Боно.

3. Активизация креативности в нестандартных ситуациях. Сторонники этой модели считают: чем более слаженно работают правое и левое полушария, тем легче и быстрее человек генерирует новые идеи. Творческие способности активизируются, если человек занимается соответствующей деятельностью (рисует, музицирует и т.д.) либо действует в иной среде, в нестандартной ситуации, в форс-мажорных обстоятельствах. Таким образом развиваются способности переключаться от творчества к логике, и наоборот.

4. Развитие креативности у групп людей. Генерировать решения проблем слаженной командой, при этом в равной степени задействовать каждого участника – основные задачи направления. Эта модель использует три вышеописанные методики развития творческих способностей. Используются также различные импровизации, когда команда учится «потоковому творчеству» (способности постоянно фонтанировать идеями). Модель перспективна для коллективов, в которых работают большие «креативные» отделы.

Методики и техники, развивающие творческое мышление

Рассмотрим подробнее наиболее популярные методики и техники, которые развивают креативность (их я подсмотрела на просторах интернета).

1. (Эдвард де Боно). Помогает упорядочить творческий процесс. Мысленно надеваем одну из шести цветных шляп: белая – значит, беспристрастно анализируем цифры и факты; чёрная – ищем негатив; желтая шляпа позволяет искать позитивные стороны проблемы. Надев зелёную, генерируем новые идеи, а красную – позволяем себе эмоциональные реакции. В синей подведем итоги.

2. Ментальные карты (Тони Бьюзен). Метод основан на том, что креативность тесно связана с памятью: укрепляя память, мы развиваем творческие способности. В процессе создания ментальной карты иной раз приходят оригинальные, неожиданные решения поставленных задач. В центре листа пишем ключевое понятие. Рисуем «ветви» и записываем на них ассоциации, которые приходят в голову, или оформляем их в виде рисунков, вырезок из журналов, символов.

3. Мозговой штурм (автор метода Алекс Осборн). Каждый участник выдвигает любые, даже самые безумные идеи. Затем участники дружно пытаются их развивать. После этого полученные решения анализируются. Мозговой штурм также можно проводить письменно (брейнрайтинг): идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, и каждый вносит свои соображения.

4. Синектика (Уильям Гордон).Основной источник креативности - в поиске аналогий. Выбираем объект и рисуем таблицу для его аналогий. Первый столбец: записываем все прямые аналогии. Второй столбец: записываем непрямые аналогии (например, отрицание признаков первого столбца). Сопоставляем цель, объект и непрямые аналогии. Пример: объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объёмный карандаш, её отрицание - плоский карандаш. Результатом будет, например, карандаш-закладка.

5. Морфологический анализ (Фриц Цвикки). Объект или идею разделим на компоненты, выберем из них несколько существенных характеристик. Теперь попробуем изменить их и соединить снова. В результате получим что-то совершенно иное. Пример: нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Изменим классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

6. Старый, известный, тем не менее, очень действенный метод. Утром, как только проснулись, берем блокнот, ручку и начинаем писать (именно от руки!). Пишем то, что приходит в голову, стараясь особо не думать. Норма утреннего письма - 3 тетрадные страницы, или 750 слов.

7. А что, если бы?.. (К. Станиславский). Знаменитый режиссер заставлял начинающих актёров задавать себе этот вопрос. Метод отлично развивает фантазию и является, по сути, спусковым механизмом творческого процесса. Например: «А что, если бы историю в книге рассказывали картинками?» Так появился комикс. Можно задавать себе даже странные вопросы. Например: «А что, если бы моим начальником был Гулливер?»

8. Дробление слова . Помогает избавляться от узкого, шаблонного мышления, включать фантазию. Очень простая техника родом из детства, но действенная: два любых слова соединяем в одно и пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Например, ванна + унитаз = ваннитаз.

9. Метод Торренса. Метод основан на дудлах (однотипных каракулях), которые потом превращаем в рисунки. На листе бумаги чертим в ряд символы: круг, два круга… гвоздь, крест, квадрат и т. д.. Затем включаем фантазию и рисуем: круг может стать щитом, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом, столом или картиной…

10. Метод фокальных объектов. Хорош, когда мыслительный процесс движется по инерции. Суть: ищем связи между основной идеей и случайными объектами. Например, из произвольной страницы книги (сообщения по телевизору, из газеты и пр.) выхватываем взглядом 3–5 слов и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем.

11. Две случайности . Техника отлично тренирует мозг. Возьмем толковый словарь, ткнем пальцем в любые страницы и выберем два случайных понятия. Сопоставим их, попытаемся найти что-то общее между ними, а затем придумаем какую-нибудь историю.

12. Непрямые стратегии (Брайан Ино и Питер Шмидт). Метод выводит уставший мозг из творческого ступора. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Их можно сделать самим и или воспользоваться подсказками онлайн. Советы на карточках довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут увидеть разные решения проблемы.

13. Аналогии Гордона. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий. Он делил аналогии на 4 группы: прямая – ищем аналогию объекту в окружающем мире; символическая – ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта; фантастическая – придумываем аналогию, не ограничиваясь объективной реальностью; личная – мысленно встаем на место объекта и смотрим на ситуацию его глазами (например, как живётся ручке, которой мы пишем).

14. Безумный архитектор. Выберем 10 любых слов. Затем нарисуем дом. При этом представляем, что нам, как архитектору, заказали проект дома и заказчик предъявил десять обязательных требований, которые идут от выбранных слов. Например, «апельсин» - крыша дома будет оранжевой, «тарелка» - сделаем круглые окна в ванной и т.д. Во время рисования представляем, как бы это выглядело в реальной жизни.

15. 10+10. Выберем любое слово-существительное. Напишем 5 прилагательных, которые, на наш взгляд, ему больше всего подходят. Например, «карандаш» - красный, деревянный, гладкий, дорогой, любимый. А теперь попробуем написать еще 5 прилагательных, но которые совсем не подходят. Как правило, это сделать сложнее.

Регулярность и упорство - и каждый, в любом возрасте, может развить творческое мышление. Чего я с удовольствием и желаю всем, кто читает эту страничку!


Творческое мышление необходимо для разных профессий. Оно позволяет по-иному смотреть на решение даже самых обычных задач. Для успеха во многих областях жизни важно знать, как развить креативное мышление, но прежде надо дать ему определение. В общем смысле – это способность создавать новые, неординарные решения, отличные от традиционных. Это умение выходить за рамки системы и постоянно находиться в поиске оригинальных идей.

В этой статье мы поговорим о способах развития креативного мышления. Они помогут научиться думать не только по-другому, но и посмотреть на себя и окружающий мир с иной стороны. Представленные упражнения просты в исполнении, но они заставят мозг заработать и развивать образное мышление.

Посмотри на мир по-иному


Это очень простое упражнение поможет раскрыть то, на что вы никогда не обращали внимания. Выйдите на улицу. Посмотрите на нее не так, как вы смотрите обычно, а разглядите каждый предмет, каждое здание, объект, который встречается на пути.

Замечайте детали, на которые раньше не обращали внимания. У этой крыши необычный карниз, а здесь цвета не сочетаются, а форма этого дома говорит о том, что он построен очень давно. Посмотрите, как оформлены окна в домах, и представьте, почему люди решили это сделать именно так.


Каждый день, проходя по одному и тому же маршруту, мы перестаем обращать внимание на окружающую обстановку. Но если вас спросить, какой цвет ворот у дома номер 8, то вы наверняка не вспомните, а может, и не знаете, что там есть ворота.

Проявляйте любопытство и удивляйтесь


Становясь взрослыми, люди теряют это свойство или стесняются его проявлять. Забудьте о том, что думают окружающие, интересуйтесь тем, что привлекло внимание, узнавайте малейшие детали. Любопытство помогает не только узнать новые факты, но и набраться опыта.

Попробуйте побыть немного ребенком, ведь дети так любопытны, а образное мышление у них только развивается. Задавайте больше вопросов. Спрашивайте о любых привлекающих вас явлениях, но не просто узнавайте ответ, а анализируйте, применяйте новый факт к разным обстоятельствам. Это поможет развить абстрактное мышление и научиться мыслить более широко.


Монотонная работа, скучная жизнь – и вот мы перестаем удивляться, а ведь в мире так много интересного. Удивление – это способность восхищаться окружающим миром. Удивление и любопытство часто идут рядом, и это неслучайно. Невозможно развить творческое мышление без умения удивляться и проявляться любопытство.

Новое применение для обычного предмета


Это упражнение часто используется в тренингах по мозговому штурму и креативному мышлению. Возьмите любой предмет, который стоит перед вами. Придумайте для него самые необычные способы использования. Фиксируете всё, что приходит в голову.

Дополнительно можно придумать, как использовать этот предмет с другими вещами. Например, из фруктовой вазы можно сделать кормушку для птиц, место для хранения канцелярии, домик для кукол.


Чем необычнее будет задумка, ярче и оригинальнее результат, тем сильнее вы будете развивать образное мышление.

Разрушайте стереотипы


Мы привыкли реагировать на события определенным образом. Наши слова, мысли, рефлексы одинаковы и повторяются во многих ситуациях. Такие повторяющиеся действия приводят к тому, что творческое мышление угасает, а нам всё сложнее придумать нечто новое. Попробуйте в следующий раз отреагировать по-другому.

Представьте, какими словами вы могли бы заменить ваши обычные фразы.

Это даст дополнительную нагрузку на мозг и поможет развить речь. Изменяйте ваши обычные действия.

Разрушение стереотипов не только поможет развить абстрактное мышление, но и удивит окружающих новизной вашего поведения.


Решайте головоломки


Начните с совсем простых, чтобы привыкнуть к новой задаче. Головоломки отлично развивают абстрактное мышление, помогают искать логику в самых необычных сочетаниях.

Поначалу отгадать даже самый простой ребус покажется непосильной задачей, но с каждой новой загадкой вы открываете интересные свойства своего мозга, помогающие вам видеть предметы совершенно с другой стороны.


От этапа разгадывания переходите на создание головоломок, развивайте образное мышление, заставляя себя придумать что-то новое.

Медитируйте

Этот способ развить образное мышление может показаться странным, однако, его с успехом использую представители самых разных профессий. Для начала надо найти удобное место и расслабиться. Полностью отключаемся от любых мыслей, они сами придут позже.

Теперь представляем простую линию. Начинаем мысленно вращать ее вокруг своей оси. Линия начинает расширяться и превращается в прямоугольник. Затем он приобретает форму объемного куба.

Куб крутится и становится шаром, шар превращается в конус. Представьте фигуры в одном цвете или в меняющихся цветах, меняйте их форму. Такое упражнение отлично развивает абстрактное мышление, улучшает воображение и способность сосредоточиться на конкретном объекте.


Больше впечатлений


Творчество не берется из ниоткуда, его надо подпитывать, давать мозгу нагрузку, получать впечатления.

Образное мышление поможет развить посещение музеев и выставок народного творчества. Посмотрите, какие интересные вещи изобретают люди своими руками, возможно, среди них есть идеи, которые можно взять за основу. Взбодрить интеллектуальную деятельность может и обычная прогулка на свежем воздухе, но это не должно быть бесцельное блуждание.

Посмотрите вокруг – что необычного вы видите, обращайте внимание на изменение теней и света, представьте, как тот или иной объект смотрелся бы у вас дом, в офисе или на бумаге. Постоянно тренируйте свое воображение, ведь творческое мышление – это движение.

Пишите стихи и прозу


Вы можете сказать: у меня нет способностей. Это совершенно неважно, ведь поначалу ваши произведения увидите только вы.

Подбирайте рифму к самым простым словам, чем больше тренируетесь, тем легче становится это делать. Попробуйте создавать необычные стихи, например, состоящие из существительных, это так же отлично помогает развивать абстрактное мышление.

Пишите короткие заметки о том, что видели сегодня, какие впечатления возникли. Творческое мышление не берется из ниоткуда, его надо постоянно заставлять работать, подпитывая новыми идеями.


Рисуйте

Это упражнение не требует каких-либо развитых навыков рисования, но оно полезно для развития моторики рук, а та в свою очередь, действует на работу мозга.

Возьмите карандаш или ручку. Рисуйте то, что приходит в голову. Дополните их необычными деталями, это поможет развить абстрактное мышление. Изобразите то, что не существует в реальности, но вы можете создать это в вашем воображении. Перестаньте обращать внимание на качество, важна сама суть процесса.

Творческое мышление доступно каждому, надо всего лишь заставлять свой мозг работать, подпитывать его новой информацией и уметь находить интересное и необычное в окружающем мире. Люди творческих профессий никогда не стоят на месте, они творят, изменяются и получают от этого удовольствие. Именно удовольствие от творчества поможет развить его и сделать частью вашей жизни.

Многим современным людям интересно, как развить творческое мышление. Подобные навыки могут быть очень полезными для полноценной жизнедеятельности человека.

Для этого создаётся специальная литература, комплексы упражнений, электронные приложения и даже курсы, где ученики выбирают подходящего для себя преподавателя.

Существует мнение, что нереально обучить человека мыслить творчески, если эта функция не заложена в нём генетически. Однако это не совсем так. Конечно, на формирование творческого мышления влияют врождённые способности, однако, они не являются базовыми.

Обучать взрослых людей проще за счёт полезного багажа в виде жизненного опыта. Подумав, можно проследить интересную закономерность: большинство мастеров искусства и науки добились главных высот уже в зрелом возрасте, когда их навыки были отточены не только знаниями, но и постоянной практикой.

Главное знать, какие методы творческого мышления помогут воплотить мечты в реальность.

Реальная история о том, как на практике можно использовать методы творческого мышления

Семья Андрея не раз сталкивалась с проблемой непонимания. Потому многие, даже рутинные проблемы, решались спорами и ссорами. Не всегда получалось прийти к решению, которое устраивало всех членов семьи.

Существенных изменений получилось достигнуть, как только Андрей (глава семьи; 48 лет) увлекся идеей развития своего креативного мышления. Ему пришлось потратить немало времени на изучение соответствующей литературы. Сдаваться мужчина не собирался, потому сразу начал выполнять упражнения для развития творческого мышления.

Представители семьи делились на две команды. Одна группа разрабатывала пути решения появившейся проблемы, а другая – старалась развить каждую из идей, пока все не приходили к выбору подходящего варианта.

Со временем ссор в семье стало меньше, так как проблемы не накапливались, а решались совместными усилиями. Каждый мог проявить свою сообразительность и оригинальность.

Что такое творческое мышление и креативность?

Психологи дают разные определения понятиям «творческое мышление» и «креативность». Но в каждой формулировке есть две главные характеристики:

  • это способ мышления;
  • это процесс, что ведет к созданию чего-то нового и уникального.

Практически все методы развития творческого мышления под конечной целью подразумевают формирования оригинальной идеи, которая позволяет раскрыть хотя бы часть потенциала человека.

«У людей есть один чудесный недостаток – мы неспособны делать идеальные копии.»

(Остин Клеон из книги «Кради как художник»)

Условия, необходимые для развития творческого мышления

Ученые не один год занимались изучением влияния окружающих факторов на формирование креативной личности. Творческое мышление и особенности его развития напрямую зависят от средств обучения человека, а также воспитания.

Специалистов начали интересовать методы активизации творческого мышления. Со временем они выделили список способов стимуляции мозговой деятельности в нужном русле.

Известный психолог В.Н.Дружинин в своих трудах описал условия развития творческого мышления.

  1. Отсутствие установленного, стандартизированного образца поведения.
  2. Наличие положительного образца оригинального (креативного) поведения. Чем больше дети общаются с творческими взрослыми, тем выше вероятность формирования ребенка как изобретательной личности.
  3. Создания оптимальных условий для активной творческой деятельности.
  4. Подкрепление выбранного поведения со стороны социума.

Базовые методы развития творческого мышления основываются на вышеуказанных условиях.


Что нужно делать для развития креативности?

Различные способы развития творческого мышления базируются на нескольких основных рекомендациях. В современном мире совершенствоваться довольно легко.

  1. Попробуйте отказаться от стереотипов! Опора на существующие традиции не приводит к успеху.
  2. Старайтесь расширять свой кругозор всеми возможными способами: путешествия, чтение художественной и/или научной литературы, изучение иностранных языков, различные хобби.
  3. Решайте повседневные проблемы, импровизируя. Отходите от привычных действий, отдавайте предпочтения новым подходам.
  4. Знакомьтесь с новыми людьми. Чем больше знакомств, тем больше знаний и опыта можно перенять от других.
  5. Выполняйте упражнения для развития творческого мышления.

Книги для развития творческого мышления

Научиться мыслить творчески реально! Чем больше усилий приложит человек к работе над собой, тем быстрее достигнет желанных высот.

Существует масса книг и учебников, предназначенных для мотивации и обучения читателей. Такая литература идеально подойдёт активным людям, для которых развитие творческого мышления стало важной жизненной целью.

Среди огромного количества полезных литературных источников можно выделить несколько отличных книг.

  • Остин Клеон «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения»

Автор пытается донести мысль о том, что элементы творчества – это часть тех вещей, которые находятся вокруг нас. Не нужно быть гением, чтобы стать креативной личностью, достаточно просто быть собой и развивать все свои навыки.

Также Клеон описывает эффективные методы активизации творческого мышления.

  • Майкл Микалко «Рисовый штурм»

Эксперт по креативности рассказывает, как научиться производить только оригинальные и полезные идеи. Сотни необычных задач-головоломок, выполнение которых поможет самостоятельно генерировать толковые идеи в будущем.

  • Марк Леви «Гениальность на заказ»

Леви говорит, что пора отказываться от привычных методов решения задач, нужно учиться думать и действовать нестандартно.

Фрирайтинг – необычная технология развития творческого мышления, придуманная автором для создания оригинальных идей.

  • Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»

Обязательное условие – сильное желание и стремление к саморазвитию.

  • Братья Маклеод «Создай свою вселенную»

Книга порадует не только полезным текстом, но и забавными иллюстрациями к ситуациям, что описываются братьями. Авторы разбирают некоторые приемы развития творческого мышления. Для этого они подобрали интересные задания, которые помогут раскрыть потенциал каждого читателя.


10 эффективных упражнений

Задачи на творческое мышление созданы для того, чтобы помочь людям развить свои скрытые или не до конца проявленные таланты. Не стоит думать, что заученные фразы из книг об эволюции креативности дадут стопроцентный результат. Как правило, теория – это только часть от целого комплекса методов по саморазвитию.

Полноценное формирование творческого мышления не столько зависит от изученной информации по данной теме, сколько от практики. Потому выполнять специальные упражнения – обязательная составляющая целостного процесса развития.

  1. «Место отдыха»

Во время рабочего дня сделайте себе 15-минутную паузу. Примите удобное положение, расслабьтесь и подумайте об идеальном месте для отдыха. Куда бы вы убежали, чтобы привести свои мысли в порядок? Возьмите листок и постарайтесь написать все мысли, которые приходят в голову.

  1. «Письмо в прошлое»

Вспомните себя в 8-10-12 лет. Проследите, какие существенные изменения произошли с вами за время взросления. Напишите письмо-совет себе ребенку.

  1. «Пустой стакан»

Как много вы можете сказать о пустом стакане? Создайте небольшой рассказ о нем. В качестве наглядного помощника поставьте посудину на стол и параллельно записывайте мысли.

  1. «Я никогда не…»

Составьте список из 50 вещей (поступков), которые вы никогда не сделаете. Подумайте почему. Что бы вас остановило?

  1. «Жизнь в 150 словах»

Представьте персонажа по имени Иван Булочкин (имя по желанию можно придумать самостоятельно). Придумайте ему жизнь (внешность, возраст, профессию, хобби, характер, семью, привычки). Хотели бы вы подружиться с таким человеком?

  1. «Монолог»

Попробуйте написать монолог от лица какого-то неживого предмета (свежесрезанный цветок, старая потёртая сумка, махровое одеяло, упавший листок, библиотечная книга).

  1. «Жалоба носка»

Вообразите ситуацию: мужской полосатый носок попал по ошибке в холодильник, который полностью забит продуктами. Возмущенный предмет одежды начинает жаловаться. Что бы он сказал? Запишите свои мысли.

  1. «Последние деньги»

Подумайте о своём кошельке. Представьте, что там осталось всего 500 рублей, а до зарплаты еще целая неделя. Необходимо поразмыслить и перечислить 10 вещей, которые вы бы купили на последние деньги.

  1. «Меню для любимого врага»

У вас есть возможность накормить «вкусностями» своего врага. Возьмите листок бумаги и составьте полное меню на один день (завтрак, обед, полдник, ужин).

  1. «Правила для домашнего питомца»

Представьте, что вашу собаку, кота, хомяка или другого любимца можно надрессировать обычным списком правил. Напишите инструкцию по поведению в вашем доме. Что бы вы хотели сказать своему питомцу?

Упражнения на развитие творческого мышления полезно проводить хотя бы 2-3 раза в неделю, чтобы прослеживался желаемый эффект. Обязательно доводите каждое задание до конца, не бросайте, выполнив лишь небольшую часть.

Любая технология творческого мышления включает в себя целый комплекс интересных и необычных задач, над которыми иногда долго приходится ломать голову.

Выводы

Очень важно знать, что такое творческое мышление, как развивать его в условиях повседневной жизни. Каждый, кто уже занимается саморазвитием, заслуживает высшей похвалы. Чем больше человек над собой работает, тем больше возможностей сможет открыть для себя в будущем.

Современная технология творческого мышления позволяет выбрать оптимальный вариант для каждого. Проверить уровень своих навыков можно специальными тестами. Их можно найти в интренете в свободном доступе или же обратиться в обучающие учреждения, которые помогут подобрать подходящий курс.