Физическое развитие как показатель здоровья. Физическое развитие детей Что включает в себя понятие физическое развитие
ЛЕКЦИЯ № 2
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Значение показателей физического развития
Методы определения показателей физического развития
Методы изучения физического развития
Методика вариационно-статистической разработки антропометрических данных. Выведение стандартов физического развития
Методики индивидуальной оценки физического развития
Методика групповой оценки физического развития
Акселерация
Понятие о физическом развитии
Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.
Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.
Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.
Основыфизического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.
Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.
Различают три группы основных факторов , определяющих направленность и степень физического развития:
1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);
2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);
3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).
Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.
Таким образом , физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов.
В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:
1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;
2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;
3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;
4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.
Наблюдение и контроль за физическим развитием человека начинаются с момента рождения ребенка: в родильном доме специально изучаются особенности физического развития новорожденных. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и дошкольных учреждениях. Обязательному наблюдению и медицинскому контролю подлежит физическое развитие школьников и подростков. Школьные врачи, пользуясь разработанными возрастно-половыми стандартами, могут производить групповую и индивидную оценку уровня физического развития школьников и корректировать его по мере надобности методами физического воспитания. Наблюдение за физическим развитием взрослого населения проводится в допризывный период, при призыве на военную службу, во время прохождения военной службы, а также при единовременных периодических углубленных медицинских осмотрах различных групп рабочих, служащих, студентов, спортсменов и пр.
Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.
Антропометрические измерения должны проводиться в отношении отдельных групп населения в следующем порядке:
1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;
2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно;
3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках 2 раза в год;
4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах 1 – 2 раза в год;
5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;
6) допризывники – в военкоматах по местожительству;
7) рабочая молодежь – в МСЧ предприятий при проведении медосмотров;
8) военнослужащие – в медпунктах по месту службы при проведении углубленных медицинских обследований 1 – 2 раза в год;
9) спортсмены – в медико-санитарных учреждениях спортивных обществ и лечебно-физкультурных диспансерах в установленном порядке.
Так как физическое развитие зависит от возраста и пола, показатели вычисляются для однородных возрастно-половых групп в каждом районе наблюдения. В связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, группировка материала для различных возрастных периодов производится с разным временным «шагом»:
1) для детей первого года жизни – по месяцам;
2) для детей от 1 года до 3 лет – каждые 3 месяца;
3) для детей от 3 до 7 лет – по полугодиям;
4) для детей старше 7 лет – за каждый год.
Существуют основные признаки физического развития, обычно регистрируемые в процессе проведения массовых медицинских осмотров населения. К ним относятся следующие.
1. Антропометрические , основанные на измерении размеров тела и скелета человека, включающие:
1) соматометрические – размеры тела и его частей;
2) остеометрические – размеры скелета и его частей;
3) краниометрические – размеры черепа.
2. Антропоскопические , основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К ним относятся:
1) тип телосложения;
2) развитие жирового слоя, мускулатуры;
3) форма грудной клетки, спины, живота, ног;
4) пигментация;
5) волосяной покров;
6) вторичные половые признаки и пр.
3. Физиометрические, определяемые с помощью специальных физических приборов. К ним относятся:
1) жизненная емкость легких (измеряется спирометром);
2) мышечная сила кистей рук (измеряется динамометром) и др.
Таким образом , основными признаками физического развития являются длина и масса тела, выражающие упитанность, развитие костного скелета и мускулатуры. Кроме того, к ним относится окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, которая характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов. Измеряется также рост сидя, характеризующий пропорциональность тела; у новорожденных измеряется окружность головы. При динамическом наблюдении оценивается прирост этих показателей за определенное время (например, за год).
Для всесторонней характеристики физического развития изучаются , кроме того, особенности морфологического созревания (смена молочных зубов на постоянные, степень выраженности вторичных половых признаков, возраст наступления менархе и т. д.).
Похожая информация.
Страница 4 из 6
Физическое развитие
Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45- 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. Физическое развитие детей и подростков отражает реализацию генотипа и зависит от сложного взаимодействия наследственности и среды (социальные условия, климато- географические условия, физическая активность, питание, острые и хронические заболевания и другие факторы). При замедлении у ребенка роста скелета одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляются рост и дифференцировка головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов.
Основные закономерности роста детей. Рост является отражением системного процесса развития. С возрастом скорость роста замедляется. Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития и первого года жизни. Отмечается неравномерность скорости роста: выявлено чередование периодов вытягивания и округления (округления - в возрасте 1-4 и 8-10 лет, вытягивания - 5-7 и 11-15 лет), возрастная неравномерность роста тканей. Каждая ткань имеет свой темп и скорость роста. Отмечается определенная «сезонность» роста: в зимнее время обычно равномерно увеличиваются и длина и масса тела, в мае-августе более интенсивен рост в «длину», осенью ребенок растет преимущественно в «ширину». Установлен каудальный градиент роста, который проявляется тем, что после рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки по сравнению с ростом проксимальных. За период роста ребенка высота головы увеличивается в 2 раза, длина туловища - в 3, верхних конечностей - в 4, нижних - в 5 раз. Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорций тела, происходящей в диапазоне от периода новорожденности до взрослости. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом «в ширину». Каждая кость и скелет растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике).
Отмечается более быстрое биологическое развитие девочек, чем мальчиков, которое прослеживается по всем физиологическим системам и органам - половая специфичность роста. Некоторое ростовое опережение всегда происходит на стороне доминирующей право- или леворукости - асимметрия роста.
Понятие об акселерации физического развития. В последние десятилетия во всех развитых странах отмечены явления акселерации - ускорения роста и развития детей начиная с внутриутробного периода. Акселерация проявляется в ускорении процесса роста, больших показателях физического развития, более раннем закрытии родничка и прорезывании первых молочных зубов, более ранней смене молочных зубов на постоянные. В школьном возрасте, помимо размеров тела, акселерация проявляется в ускорении процессов оссификации скелета, более раннем половом созревании. Этот процесс считается результатом сложного взаимодействия экзо- и эндогенных факторов как наследственных (прежде всего гетерозис), так и внешнесредовых, ускоряющих рост и стимулирующих развитие. Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармоничной и дисгармоничной акселерацией. При гармоничной акселерации происходит параллельное ускорение роста и биологического созревания, итогом чего является более раннее завершение детства. В подгруппе с дисгармоничной акселерацией отмечаются выраженные гетеродинамии роста и созревания. Ускорение роста может не сопровождаться ускорением полового развития, часто возникает диссоциации между предельным ростом и ростом поперечников тела, что создает тенденцию к грацилизации телосложения. Это приводит к значительной вариабельности всех признаков возрастного развития и созревания, существенному усложнению дифференцировки между нормой и патологией развития.
Антропометрические показатели. Антропометрические показатели новорожденного являются достаточно устойчивыми, влияние наследственности сказывается в основном после двух лет жизни. Наследственные факторы определяют темп роста, возможный предел роста ребенка и некоторые конечные особенности телосложения, возможные при оптимальных условиях жизни и воспитания. Выявлены два периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима - от 2 до 9 (первый семейный фактор - действие одной группы генов) и от 14 до 18 лет (второй семейный фактор - действие другой группы генов).
Для прогнозирования окончательного роста используют следующие формулы, имеющие значение в педиатрической практике:
1. Исходя из среднего роста родителей, рост ребенка к периоду его завершения (18-19 лет) будет составлять:
Этот подход может быть использован в любом возрасте для оценки антропометрических данных у детей с существенно отличающимся показателями длины тела для исключения или подтверждения семейной природы нанизма. Для этого решения необходимо найти центильную зону для вычисленного ожидаемого конечного роста по росту родителей на шкале центильного распределения длины тела в возрасте 16-18 лет или взрослых. Эта центильная зона является также наиболее вероятной и для нормального роста ребенка после 3 лет.
2. По формулам Таннера, исходя из роста ребенка в 3 года:
Для мальчиков рост окончательный = 1,27 х рост в 3 года + 54,9 см.
Для девочек рост окончательный = 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см.
Среди экзогенных факторов важнейшее значение имеет питание, определяющее скорость, потенциал роста и конечные его результаты. Умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы тела, но не влияет на длину тела, а длительное качественное и количественное голодание, несбалансированное питание с дефицитом нутриентов приводит к задержке роста и дефициту массы тела, низкорослости с изменением пропорций тела.
Для нормального роста необходима адекватная возрасту физическая активность. Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, обеспечивающая достаточную механическую нагрузку на кость, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Особенно значимую стимуляцию ростовых процессов дают физические нагрузки (игра в волейбол, баскетбол и др.). В то же время избыточная нагрузка при поднятии или переносе тяжестей обладает эффектом торможения роста. Поэтому важно контролировать режим ребенка, не допуская ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут отразиться на развитии. Важна достаточная продолжительность сна, так как все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие рост детского скелета и дифференцировку тканей, осуществляются во сне. Эмоциональное состояние ребенка, его радости и неудачи также отражаются на реализации программы роста. Жаркий климат и высокогорье обладают тормозящим влиянием на процессы роста, хотя одновременно могут ускорять созревание детей. Различные острые и хронические заболевания могут вызвать задержку роста, так как при них нарушаются метаболические процессы.
Изменения основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей. Средняя длина тела новорожденного равна 50-52 см. В первые 3 мес жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, во 2-м квартале - на 2,5 см в месяц, в 3-м квартале - на 1,5 см в месяц, в 4-м квартале - на 1 см в месяц. Общая прибавка за первый год около 25 см. Длина тела
6-месячного ребенка равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитают 2,5 см, на каждый месяц свыше 6 мес прибавляют 1,5 см.
В течение 2-го и 3-го года прибавка длины тела составляет 12-13 см и
Длина тела у недоношенных детей увеличивается ежемесячно в зависимости от квартала первого года жизни: I квартал - 3-5 см; II квартал - 3-2,5 см; III-IV квартал - 1-1,5 см.
Средняя масса тела доношенного ребенка 3500 г, индивидуальные различия в пределах 2500-4500 г. После рождения в течение первых дней происходит физиологическая потеря массы тела в пределах 5-8 % исходной (150300 г). Обычно масса тела восстанавливается к 7-8-му дню жизни, иногда этот процесс идет более медленно и заканчивается к 11-12-му дню жизни. Средняя прибавка массы тела в месяц в первое полугодие жизни составляет 800 г, во второе полугодие - 400 г. К 4,5-5 мес масса тела увеличивается в 2 раза, а к концу первого года жизни утраивается, составляя 10-10,5 кг. Масса тела в 6 мес равна 8000 г, на каждый месяц до 6 вычитают 800 г, на каждый месяц свыше 6 прибавляют 400 г. При длине тела 66 см масса составляет 8200 г, на каждый недостающий 1 см отнимают 300 г, на каждый дополнительный 1 см прибавляют 250 г.
После года прибавка массы тела составляет в среднем 2 кг, в препубертатном периоде - 5-6 кг. Масса тела ребенка 5 лет равна 19 кг, на каждый недостающий год отнимается 2 кг, на каждый свыше 5 лет прибавляется 3 кг.
Динамика массы тела недоношенных и маловесных детей отличается от таковой доношенных детей. Физиологическая убыль массы тела у маловесных детей составляет до 9 %, а рожденных с массой тела до 1000 г до 15 %. Восстановление массы тела у них происходит медленно - в течение 2 нед и более. Достижение массы тела и длины нормального доношенного ребенка (3200-3500 г и 50-51 см) у недоношенных и маловесных происходит к
1- 1,5 мес (2000-2500 г масса тела при рождении), к 2-2,5 мес (1500-2000 г) и к 3-3,5 мес (1000 г). Прибавка массы тела у недоношенных детей составляет: в 1-й мес жизни: I-II степень недоношенности - 400 г; III-IV степень - 300 г.
2- 10 мес: I-II степень - 700 г; III-IV степень - 600 г; 11-12 мес: I-II степень - 500 г; III-IV степень - 400 г.
Окружность головы у новорожденного равна 35-36 см, к году 46-47 см, к 5 годам достигает 50-51 см. У недоношенных детей окружность головы до 3 мес увеличивается по 1,5-2 см ежемесячно, с 4 мес - не более 1 см ежемесячно.
Окружность груди у новорожденного 34-35 см, к году - 48 см. В 3-4 мес обхват грудной клетки и окружность головы одинаковые, а затем скорость обхвата грудной клетки опережает рост головы. Для ориентировочной оценки скорости роста головы используют формулы: для детей до года: окружность головы 6-месячного ребенка 43 см, на каждый недостающий месяц отнять 1,5 см, на каждый последующий - прибавить 0,5 см; для детей 2-15 лет: окружность головы 5-летнего ребенка 50 см, на каждый недостающий год отнять 1 см, на каждый последующий - прибавить 0,5 см.
Сроки наблюдения за ребенком с момента рождения определяются возрастным интервалом, за который в растущем организме происходят наиболее значимые количественные и качественные изменения. С учетом этого формируются возрастные группы. Принято, что на первом году жизни возрастной интервал составляет 1 мес, с 1 года до 3 лет - 3 мес, с 3 до 7 лет - 6 мес, старше 7 лет - 1 год. Поэтому к детям:
Новорожденным относятся дети до 15 дней;
1 мес - от 16 дней до 1 мес 15 дней;
2 мес - от 1 мес 16 дней до 2 мес 15 дней и т.д.;
1 года - от 11 мес 16 дней до 1 года 1 мес 15 дней;
1 года 3 мес - от 1 года 1 мес 16 дней до 1 года 4 мес 15 дней и т.д.;
3 лет - от 2 лет 10 мес 16 дней до 3 лет 3 мес;
3,5 года - от 3 лет 3 мес 1 дня до 3 лет 9 мес и т.д.;
7 лет - от 6 лет 9 мес 1 дня до 7 лет 6 мес;
8 лет - от 7 лет 6 мес 1 дня до 8 лет 6 мес и т.д.
Биологический возраст. Биологический возраст - понятие собирательное, отражающее индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, систем и организма в целом. Критериями биологического возраста являются морфологические, функциональные, биохимические, иммунологические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от возраста. К морфологическим показателям относятся скелетная зрелость (костный возраст), зубная зрелость (прорезывание и смена зубов), уровень физического развития и зрелость пропорций тела, развитие первичных и вторичных половых признаков.
Функциональными критериями являются показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервных систем, кардиореспираторной системы, опорно-двигательного аппарата, уровень гормонов и их метаболитов в крови и моче и др. Одни дети опережают в биологическом созревании сверстников (акселераты), другие отстают (ретарданты), по календарному возрасту ребенок может оказаться в одном периоде детства, а по биологическому - в другом. В каждом конкретном случае необходимо выяснить причину несоответствия в развитии ребенка.
Оценка полового развития ребенка. Половое развитие определяется конституциональными особенностями, климатогеографическими и социально- экономическими условиями, степенью урбанизации общества и имеет в значительной степени индивидуальный характер. Для оценки полового развития принята комплексная схема, включающая время начала и окончания полового развития, его темп, а также последовательность появления и выраженность вторичных половых признаков. В дополнение к исследованию стадий полового созревания используются определение костного возраста, скорости роста и типа роста и специальные эндокринологические исследования. Половое созревание не ограничивается четко по длительности, но продолжается обычно около 2-3 лет у девочек и 4-5 лет у мальчиков. Начало физиологического пубертата имеет довольно широкие возрастные пределы. У 95 % здоровых девочек вторичные половые признаки начинают появляться с 8,5-13 лет (рис. 1) и у 95 % здоровых мальчиков - в возрасте 9,5-13,5 года (рис. 2).
Начальным признаком полового созревания у 85 % девочек является появление зачатка грудных желез (телархе), у 15 % рост волос на лобке. Первая менструация (менархе) обычно происходит спустя 18-24 мес после начала роста грудных желез (средний возраст - 12,8 года, колебания от 10 до 16 лет). В первые 1-2 года после менархе циклы могут быть ановуляторными. Последовательность стадий и оценка полового созревания у девочек приведены в табл. 1 и 2. Всей перестройке сопутствуют вполне контролируемые изменения размеров внутренних половых органов - матки и яичников (табл. 3).
Интенсивный рост тела у девочек (ростовой скачок около 25 см), в противоположность мальчикам, начинается рано, параллельно с увеличением молочных желез, и заканчивается с наступлением менархе.
Половое развитие у мальчиков происходит постепенно и начинается с исчезновения подкожного жира в мошонке, появления ее пигментации и многочисленных мелких складок. Яички увеличиваются и опускаются на дно мо-
Рис. 1.
(средние значения) у девушек и длительность стадий (в годах): скачок роста начинается в возрасте 10,5 года, достигает пика к 12 годам и заканчивается в 14 лет; стадия 2 развития лобковых волос начинается примерно в 11 лет, стадия 3 достигается в 12 лет, стадия 4 - в 13 лет, стадия 5, при которой развитие лобковых волос соответствует таковому у взрослых, наступает в 15 лет; молочные железы достигают 2-й стадии развития в 11 лет, 3-й - в 12, 4-й - в 13 лет, стадия 5 наступает в 15 лет; менархе (начало менструальной функции) наступает в среднем в возрасте 13 лет
Возраст (годы) 7 9 10 11 12 13 14 15 16
Рис. 2.
(средние значения) у юношей и длительность стадий (в годах):
Скачок роста начинается в возрасте 12,5 года, достигает пика к 14 годам и заканчивается в 16 лет; стадия 2 развития лобковых волос начинается примерно в 12 лет, стадия 3 достигается в 13 лет, стадия 4 - в 14 лет, стадия 5, при которой развитие лобковых волос соответствует таковому у взрослых, наступает в 15-16 лет; яички начинают развиваться в возрасте 11,5 года, созревание продолжается до 15 лет; развитие пениса - от 12,5 до 14,5 года
Шонки, начинается рост полового члена. Оволосение лобка вначале имеет женский тип, а с 16-17 лет переходит к мужскому. Появляются волосы в аксиллярных областях, пушок на верхней губе, щеках и подбородке постепенно заменяется остевыми волосами. Изменяются размеры предстательной железы. Начинает расти ткань молочной железы, соски приобретают коническую форму (юношеская гинекомастия), становятся больше и пигментируются околососковые кружки. Спонтанная регрессия пубертатной гинекомастии длится нескольких месяцев, и лишь в редких случаях нагрубание сохраняется более 2 лет. В период полового созревания увеличивается гортань, происходит мутация голоса, часто появляются угри. Параллельно усиливаются процессы сперматогенеза, хотя полноценная репродуктивная функция формируется значительно позже - к 16-17 годам.
Последовательность стадий и оценка полового созревания у мальчиков приведены в табл. 4 и 5. Наиболее контролируемыми признаками могут быть измеряемые характеристики размеров полового члена и яичек (см. табл. 5). Измерение величины яичек удобно проводить орхидометром.
Ростовой скачок (около 28 см) начинается в середине пубертатного периода и завершается в его конечной стадии.
Табл. 1. Классификация стадий полового созревания у девочек
(J. Tanner, 1969)
Стадия | Развитие грудных желез, признаки (Ма) | Подмышечное оволосение (А) | |
1 | Препубертатное, увеличение только соска | Отсутствует | Препубертатное, отсутствие волос |
2 | Железа и сосок приподняты над поверхностью в виде небольшого бугорка; увеличивается диаметр околососковой зоны | Редкие волосы, длинные, прямые или слегка вьющиеся, в основном на половых губах | |
3 | Железа и околососковая зона увеличены, но четко не конту- рируются | Более темные и грубые волосы, распространяющиеся по лобку | |
4 | Околососковая зона и сосок формируют вторичный бугорок | Густые, взрослого типа волосы, не распространяющиеся на медиальную поверхность бедер | |
5 | Взрослые контуры грудной железы с выступанием только соска | Волосы взрослого типа в виде фемининного треугольника, распространяются на медиальную поверхность бедер |
Стадия | Возраст, лет | Грудные железы (Ма) | Оволосение | Менархе (Me) | |
лобковое(Р) | подмышечное (А) | ||||
1-а | До 9 | Mat | P1 | A, | Нет |
1-б | 9-10 | Ma1-2 | P1 | A, | Нет |
2 | 10-11 | Ma2 | P2 | A, | Нет |
3 | 12-13 | Ma3 | P3 | A2 | Менархе |
4 | 14-15 | Ma4 | P4 | A3 | Овуляция |
5 | 15-17 | Ma5 | P5 | A3 | |
Acnae vulgaris, снижение тембра голоса, остановка роста |
Табл. 4. Классификация стадий полового созревания у мальчиков
(J. Tanner, 1969)
Стадия | Развитие половых органов, признаки (G) | Подмышечное оволосение (А) | Рост волос на лобке, признаки (Р) |
1 | Препубертатная длина яичек, менее 2,5 см | Отсутствует | Отсутствует |
2 | Яичко более 2,5 см в длину. Увеличение мошонки, исчезновение розовой окраски. Небольшое увеличение полового члена | Единичные прямые волосы в подмышечных впадинах | Редкий рост слегка пигментированных и вьющихся волос, в основном у корня полового члена |
3 | Рост полового члена в длину и ширину, дальнейшее увеличение яичек | Вьющиеся волосы в подмышечных впадинах | Более толстые и вьющиеся волосы, распространяющиеся на лобок. |
4 | Дальнейшее увеличение полового члена, яички большие, пигментация мошонки | Взрослый тип оволосения, не распространяющийся на медиальную поверхность бедер | |
5 | Половые органы взрослого по размеру и форме | Оволосение взрослого типа, распространяющееся на медиальную поверхность бедер и живот |
Табл.5. Оценка стадии полового развития у мальчиков (J. Tanner, 1962; Л.М. Скородок, О.Н. Савченко, 1984)
Стадия | Возраст, лет | Степень развития половых органов | Средние размеры | Степень оволосения | ||
яичек | полового члена | лобкового(Р) | аксиллярного (А) | |||
1-а | 7-10 | G1 | 2,0 х 1,5 | (3,5-4,5) х 1,5 | Р1 | А1 |
1-б | 11-13 | G2 | 2,5 х 2,0 | (4-4,5) х 1,5 | Р1 | А1 |
2 | 12-14 | G2, гинекомастия | 3,0 х 2,5 | (4-5) х 2 | Р2 | А1 |
3 | 13-15 | G3, гинекомастия | 3,5 х 3,0 | (5-7) х 2,5 | Р3 | А2 |
4 | 14-16 | G4 | 4,0 х 3,5 | (6-9) х 3,5 | Р4 | А3 |
Рост волос на верхней губе, поллюции | ||||||
5 | 16-18 | G5 | 4,5 х 4,0 | (6-12) х (3,5-5,5) | Р5 А3 |
Оценка физического развития. Физическое развитие ребенка обычно оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. При этом важно решить вопрос о соответствии длины и массы тела, окружности грудной клетки и других показателей возрасту ребенка, а также указать, насколько гармонично его развитие. Для детей школьного возраста эти показатели следует оценивать с учетом биологической зрелости. Для оценки физического развития детей используются различные методы - индексов, сигмальных отклонений, шкалы регрессии, центили, номограммы.
Метод индексов признан непригодным, поскольку отдельные размеры тела ребенка увеличиваются неравномерно, а значит, антропометрические показатели изменяются непропорционально.
Метод эмпирических формул прост и используется наиболее часто, однако недостатком его является большая погрешность, возрастающая при значимых отклонениях фактических антропометрических показателей от должных.
Метод сигмальных отклонений и шкалы регрессии используются редко, так как распределение антропометрических признаков указывает на асимметрию, чаще правостороннюю, искажая истинную оценку физического развития. Центильный метод не ограничен характером распределения вариантов, прост и удобен в работе при использовании центильных таблиц и номограмм (прил. 1). Двумерные центильные шкалы «длина тела - масса тела», «длина тела - окружность груди», в которых рассчитываются масса и окружность груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития. Физическое развитие оценивается в такой последовательности. Вначале определяют соответствие календарного возраста уровню биологического развития. Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находятся в средневозрастных пределах (М±1о). Если показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, это свидетельствует о задержке (ретардации) или ускорении (акселерации) темпов биологического развития. Затем оценивают антропометрические и функциональные показатели. Для оценки антропометрических показателей чаще используют центильный метод, а функциональные показатели сравнивают с возрастными стандартами.
При индивидуальной оценке физического развития определяют уровень признака по его положению в центильном ряду. Длина тела в этом случае оценивается пятью группами. Показатели, попавшие в 25-75-ю центили, следует считать средними, в 10-25-ю - ниже средних, в 75-90-ю - выше средних, в 3-10-ю - низкими, в 90-97-ю - высокими. Это дает возможность выходить на диагностику субнанизма (от 3-й центили до -3о), нанизма (свыше -3о), субгигантизма (от 97-й центили до +3о) и гигантизма (свыше+3о).
Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, т.е. попадают в 25-75-ю центили. При дисгармоничном физическом развитии эти показатели отстают от должных (10-25-я центили) или больше их (75-90-я центили) за счет повышенного жироотложения. При резко дисгармоничном развитии масса тела и окружность груди отстают от должных показателей (10-3-я центили) или превышают их (90-97-я центили) вследствие повышенного жироотложения. В практической работе удобнее пользоваться разработанной нами схемой оценки гармоничности физического развития детей по центильным таблицам после оценки данных длины и массы тела соответственно возрасту и полу (прил. 1). Если величины массы тела и окружности грудной клетки не соответствуют данной длине тела, необходимо учитывать, за счет какого компонента (жирового, мышечного, костного) изменены эти показатели. Для этого используются калиперометрия, соматоскопическая оценка и др. Дополнительную информацию об особенностях строения тела дают методы сферосоматометрии (объемные характеристики туловища), кифосколиозометрии (определение контура позвоночника), у девочек пубертатного возраста - измерение размеров малого таза. Плоскостопие выявляется методом плантографии.
В узком значении термин физическое развитие используется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.).
В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие). В детском саду не менее двух раз в течение года проводится специальное обследование физического развития детей, определяется гармоничность развития, соответствие его возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.
Физическое развитие человека - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и другое; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя,), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния
Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.
На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт).
В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека.
физический развитие выносливость дети
Определение понятия. Под физическим развитием понимают размеры и форму тела, соответствие их возрастной норме. Количественная оценка физического развития может быть выражена как в абсолютных (килограммы, сантиметры), так и в относительных (доля в процентах от возрастной нормы) величинах. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Выраженные отклонения от нормативов физического развития, как правило, означают нарушения процессов роста и созревания организма. Часто они бывают связаны с теми или иными метаболическими нарушениями, а также с патологией эндокринной и центральной нервной систем. При этом существенное отставание в физическом развитии иногда даже менее опасно, чем значительное опережение, которое почти всегда свидетельствует о наличии гормональных нарушений.
Размеры и общий план строения тела. В возрастной, сравнительной и экологической физиологии большое внимание уделяется закономерностям, связывающим размеры тела и те или иные функциональные свойства организма. Выдающийся современный исследователь К. Шмидт-Ниельсен выпустил даже специальную монографию под названием «Размеры животных: почему они так важны». Одна из центральных мыслей автора состоит в том, что изменение размеров неминуемо ведет к изменению конструкции, так как прингдпы, пригодные для объекта малого размера, не могут быть приложимы к аналогичному по функции объекту большего размера. Это было им замечательно проиллюстрировано целым рядом примеров как из морфологии и физиологии животных, так и из техники. Действительно, простое увеличение размеров без изменения пропорций выглядит обычно нелепо и очевидно нецелесообразно. Трудно представить себе взрослого человека, имеющего пропорции новорожденного. Такой человек был бы беспомощным инвалидом - с огромными туловищем и головой и коротенькими руками и ногами, совершенно неспособными по самой своей конструкции производить что-либо полезное.
Связь физиологических функций с размерами и формой тела. Физическое развитие, характеризуя геометрические размеры тела и его пропорции, непосредственно влияет на функционирование всех без исключения органов и систем организма (рис. 7). Это связано с тем, что масса и площадь поверхности тела во многом определяют интенсивность обменных процессов в организме. Масса тела при этом выступает как мера продукции энергии (тепла), а его поверхность - как мера теплоотдачи. Иными словами, размеры и пропорции тела во многом определяют соотношение механизмов теплопродукции и теплоотдачи. Маленький ребенок ближе по своим пропорциям к шарику, т. е. к идеальной форме, имеющей минимальное соотношение поверхности и объема (массы). Такая форма наиболее экономична для поддержания энергетического и теплового баланса организма на минимальном уровне, т. е. теплоотдача при такой форме будет наименьшая, что снижает нагрузку на механизмы теплопродукции. В то же время чем больше по размеру шаровидное тело, тем меньше (при неизменных пропорциях) его относительная поверхность и, следовательно, теплоотдача. Это обусловлено простой математической зависимостью, согласно которой объем шарообразного тела пропорционален его радиусу в 3-й степени, а поверхность - радиусу во 2-й степени. Увеличение радиуса (т. е. размеров) тела приводит к существенно более быстрому возрастанию объема, чем увеличение поверхности. То есть относительная поверхность (площадь поверхности, приходящаяся на единицу объема) у маленького тела существенно выше, чем у большого. Поэтому для маленького организма проблемой является дополнительная продукция тепла при охлаждении, а для большого - дополнительный отвод тепла при перегреве.
Размеры тела и физические факторы. Человек на протяжении всей своей постнатальной жизни постоянно взаимодействует с Двумя основными физическими факторами, к которым организму приходится непрерывно приспосабливаться, - температурой окружающей среды и силой тяжести (гравитацией). Реакция организма на оба эти фактора самым непосредственным образом связана с массой, геометрическими размерами и пропорциями тела, т.е. с физическим развитием. Другие физические факторы, также определяющие особенности экологии человека, воздействуют на организм независимо от его формы и размеров (например, уровень инсоляции, влажность, газовый состав окружающего воздуха и т.п.).
Температура окружающей среды - постоянно действующий фактор переменного значения. В связи с тем, что клетки организма нуждаются для своего нормального функционирования в постоянной температуре около 37 "С, изменения внешней температуры обусловливают необходимость приспособления организма к этому переменному фактору. Размеры и пропорции тела в этом случае очень важны, так как интенсивность производства тепла в организме пропорциональна его массе, а скорость теплоотдачи пропорциональна площади поверхности тела. Любое изменение размеров и пропорций, в том числе происходящее в результате естественных процессов роста и развития, непосредственно ска- : зывается на балансе продукции и отвода тепла и неукоснительно ведет к перестройке деятельности всех вегетативных систем организма, а следовательно - и систем управления (центральной нервной системы и эндокринной системы). Повышенная температура среды требует - во избежание перегрева - активации функций, способствующих теплоотдаче (перераспределение кровотока в сторону усиления кожного кровообращения, активация легочной вентиляции и потоотделения). Пониженная температура, напро-, тив, требует сохранения тепла в организме (за счет обратного перераспределения кровотока, снижения активности внешнего дыхания и потоотделения) и усиления его продукции за счет^ повышения интенсивности метаболизма (особенно в таких орга- : нах, как печень, бурая жировая ткань и скелетные мышцы).
Гравитация (сила тяжести) - другой постоянно действующий фактор, влияние которого сказывается непрерывно и тесно связано с массой и формой тела. Изменение пропорций тела неминуемо ведет к изменению биомеханических свойств и, как следствие, экономичности разнообразных движений, т.е. влияет на энергетический баланс организма.
Таким образом, геометрические размеры, масса и пропорции тела очень существенно влияют на протекание всех важнейших функций организма, воздействуя на их экономичность и ставя пределы адаптивным возможностям.
Влияние размеров тела на метаболизм и вегетативные функции. Размеры тела во многом определяют интенсивность обменных процессов (рис. 8), активность многих физиологических функций (например, частоту сердцебиений и дыхания), а также толерантность к внешней температуре и другим факторам среды. Зависимость показателей функциональной активности от размеров тела в ряду животных «от мыши до слона» широко исследована, и взрослый человек хорошо укладывается в эти общебиологические закономерности. Обычно измеряемые показатели интенсивности обменных процессов (интенсивность потребления кислорода либо его калорический эквивалент) и связанных с ними вегетативных функций (частота пульса, относительная объемная скорость кровотока, частота дыхания и т.п.) снижаются с увеличением размеров тела пропорционально массе тела в степени 2/3. Сходные закономерности могут быть выявлены и в ходе онтогенетического роста, однако здесь имеются факторы, существенно искажающие плавный ход соответствующих кривых. Эти факторы связаны с различной организацией функций организма на разных этапах онтогенеза, о чем говорилось выше. Тем не менее внутри одной возрастной группы размерные закономерности, хотя и не столь явно выраженные, имеют место. Это еще одна из причин, по которой контроль за уровнем физического развития детей и подростков имеет важное значение при оценке их общего морфофункционального состояния.
Масса тела, скорость обмен ных процессов и «физиологическое время». Снижение интенсивности обменных процессов с возрастом и увеличением размеров тела означает, что в единицу времени происходит меньшее количество биохимических реакций, составляющих основу метаболизма. В связи с этим возникло представление о «физиологическом времени», т.е. о том, что время для более маленького организма течет быстрее. Было показано, что «физиологическое время» пропорционально массе тела в степени 0,25. Например, у годовалого ребенка массой 12 кг время течет в 1,5 раза быстрее, чем у взрослого массой 70 кг, а у первоклассника массой 30 кг - на 25 % быстрее. Совершенно аналогичные результаты могут быть получены, если подсчитать соотношение частоты сердцебиений, которая также может служить выражением интенсивности обменных процессов в организме. Так, у 7-летнего ребенка в покое пульс составляет примерно 90 уд/мин, а у взрослого - 70, что в 1,28 раза ниже. Таким образом, годовалые дети за сутки проживают как бы 1,5 суток, а 7-летние - 1,25 суток. В этих условиях становится понятна необходимость дневного сна для восстановления сил, запас которых в детском организме также еще невелик.
Типы роста тканей организ ма. Разные ткани организма могут иметь различный тип ростовых процессов (рис. 9). Характер ростовых процессов обычно выражается кривой роста. В биологии развития различают четыре типа роста: А - лимфоидный (тимус, лимфатические узлы, лимфоидная ткань кишечника и т.п.); Б - мозговой (мозг и его части, твердая мозговая оболочка, спинной мозг, глаз, размеры головы); В - общий (тело в целом внешние размеры, органы дыхания и пищеварения, почки, аорта и легочная артерия, мышечная система, объем крови); репродуктивный (яички, придаток, предстательная железа, семенные пузырьки, яичники, фаллопиевы трубы).
Для типа А характерна очень высокая скорость роста в первые 10 лет жизни и достижение максимальных размеров органа в пре-пубертатный период, а затем - инволюция с наступлением полового созревания. Тип Б характеризуется постепенным замедлением скорости роста от рождения до созревания, причем уже в возрасте 8-10 лет орган практически достигает дефинитивных размеров. Тип В характеризуется быстрым ростом в начале постнатальной жизни, затем происходит торможение ростовых процессов, и вновь они ускоряются с наступлением пубертата. И наконец, тип Г, описывающий рост гонад, характеризуется медленным ростом в первые годы жизни и скачкообразным его ускорением с началом полового созревания.
Совершенно особый тип кривой роста характерен для подкожной жировой ткани. Очень высокая скорость роста жировой прослойки в первые месяцы жизни приводит к тому, что к 1 году у ребенка формируется весьма выраженный подкожный слой жира, который затем начинает уменьшаться, и лишь с преодолением ребенком возрастного рубежа 6-8 лет подкожный жир вновь накапливается. С учетом изменений общих размеров тела надо признать, что содержание подкожного жира в организме годовалого младенца относительно очень велико и в норме никогда в дальнейшем подобное состояние не наблюдается. В динамике роста подкожного жира выявляются довольно четкие различия между мальчиками и девочками: у девочек как скорость роста, так и абсолютные размеры подкожной жировой клетчатки обычно выше.
Показатели физического развития. К показателям физического развития, которые обычно рассматриваются врачами, антропологами и другими специалистами с целью контроля за динамикой процессов роста и развития, относятся:
масса тела;
длина тела;
окружность грудной клетки;
окружность талии.
Наряду с этими могут рассматриваться также и другие показатели (например, размеры кожно-жировых складок, окружности отдельных звеньев тела - бедра, голени, плеча и т. п.). Однако для сопоставления с нормой и заключения о характере и уровне физического развития перечисленных показателей достаточно.
Оценка показателей физического развития. Для оценки показателей физического развития используют нормативные таблицы и шкалы, основанные на сигмальных отклонениях. Обычно оценивают отдельно каждый из показателей физического развития по сигмальной шкале, а также анализируют их соотношение на основании стандартных уравнений линейной регрессии для выявления дисгармоничных вариантов. Сигмальные шкалы позволяют оценивать результаты каждого измерения по 5-балльной шкале, в которой:
<М- 1,33 5 - низкий уровень;
<М-0,67 5 - нижесредний уровень;
М + 0,67 5 - средний уровень;
> М + 0,67 8 - вышесредний уровень;
> М + 1,33 5 - высокий уровень.
При проведении оценки физического развития сначала оценивают длину тела, а затем соответствие массы тела и длин окружностей измеренной длине тела. Это делается с помощью стандартных уравнений линейной регрессии. Для количественной оценки используют специально разработанные стандарты физического развития.
Стандарты (нормативы) физического развития представляют собой результаты антропометрического обследования больших групп населения данной местности - не менее 100-150 человек на возрастно-половую группу. Поскольку физическое развитие населения подвержено колебаниям в зависимости от географических, этнических, климатических, социальных, биогенных, экологических и иных факторов, стандарты и нормативы физического развития требуют регулярного (не реже 1 раза в 5-10 лет) обновления. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем внутри регионов, населенных разными этническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные на основании обмеров представителей соответствующих этнических групп. Это имеет большое значение в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также в Поволжье, на Кавказе и в других регионах России, где вместе проживают представители разных этносов и рас, имеющие существенные генетически предопределенные антропологические различия.
Темпы физического развития. Акселерация и ретардация. Темп физического развития - важная характеристика для оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Умеренное ускорение или замедление этого темпа может зависеть от множества факторов, но и то и другое всегда должно учитываться при сборе анамнеза и постановке любого клинического диагноза. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы - это свидетельствует об адекватности условий существования ребенка его морфофункциональным возможностям на данном этапе индивидуального развития.
Однако наряду с индивидуальными в отдельные периоды наблюдаются популяционные сдвиги в темпах физического развития. Так, в странах Европы, Северной Америки и некоторых странах Азии и Африки в XX в. стало наблюдаться ускорение темпов физического развития детей на уровне целых популяций. Такое явление получило название «эпохальный сдвиг», или «акселерация» (от лат. accelero - ускорять) физического развития. Оно проявлялось в том, что дети значительно опережали своих родителей в соответствующем возрасте по длине и массе тела, а также раньше достигали уровня половой зрелости. В период с 1960-х по 1990-е годы было проведено огромное число исследований с целью выявить сам факт акселерации роста и развития, а также попытаться дать ему рациональное объяснение. Среди гипотез относительно причин акселерации были такие, которые в разных видах связывали эти процессы с общим повышением уровня жизни и благосостояния населения Земли, которое нарастало более высокими темпами в тех странах, где акселерация началась раньше и была ярче выражена. Другая распространенная точка зрения - информационная гипотеза, согласно которой огромный объем информации, обрушившийся на детей с раннего возраста через печать, радио, телевидение и другие средства коммуникации, стимулирует ростовые процессы и ускоряет созревание организма. И наконец, третья точка зрения сводилась к тому, что акселерация - явление временное, связанное с какими-то экзогенными (например, зависящими от солнечной активности) или эндогенными (причины которых неизвестны) популяционными циклами, неоднократно на протяжении веков приводившими то к ускорению, то к замедлению (ретардации, от лат. retardo - замедлять, тормозить) физического развития человечества.
До настоящего времени ни одна из этих точек зрения не получила всеобщего признания, более того, все большее число исследователей склоняется к признанию совокупного воздействия все этих факторов, которое и привело к резкому ускорению физического развития во второй половине XX в. Между тем измерения сделанные в последние 5-10 лет в России, в странах Европы Америки, показали, что процессы акселерации на популяционном уровне приостановились, отмечена даже некоторая тенденция к ретардации развития подрастающего поколения. Это обстоятельство свидетельствует более всего в пользу циклической теории акселерации-ретардации развития. Подтверждением этой концепции является и тот факт, что, судя по размерам воинских доспехов, средневековые рыцари отличались малыми размерам тела и грацильным телосложением, сходным с телосложением современных подростков. При этом, судя по данным археологических раскопок, жившие еще на 1000 лет раньше европейские жители древнего мира - Рима и Греции - были по своему физическому развитию ближе к современному типу представителя европейской расы.
Акселерация физического развития, проявившаяся в мире последние 50 лет, практически не затрагивала темпов ментального и духовного развития, и это создавало определенные трудности в сфере обучения и воспитания. В частности, раннее достижение половой зрелости привело к массовому раннему вступлению подростков в половые отношения, что до сих пор представляв собой немалую социокультурную, педагогическую и медицинскую проблему.
Возрастное изменение общего плана строения тела. Общее представление об изменении строения тела с возрастом можно получить, рассмотрев рис. 7. Из него хорошо видно, что относительные размеры головы с возрастом весьма существенно уменьшаются, тогда как относительная длина конечностей значительно возрастает. Новорожденный ребенок относительно очень широк, причем его туловище по всей длине имеет примерно одинаковую ширину. К возрасту достижения половой зрелости появляются половые различия в строении тела: широкие плечи и узкий таз юношей и четко выраженная талия с последующим расширение к тазу у девушек. Все эти изменения обусловлены различиями темпах роста отдельных частей тела на разных этапах онтогенеза. В свою очередь они приводят к появлению как морфологически так и физиологических особенностей, характерных для каждого из этапов индивидуального развития.
Морфологические критерии биологического возраста. Широк! разброс индивидуальных вариантов темпов развития приводит тому, что календарный (паспортный) возраст и уровень морфоункционального развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Между тем для проведения социальных, педагогических, да и лечебных мероприятий с ребенком гораздо важнее ориентироваться на его индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости, чем на календарный возраст. В связи с этим возникает задача оценки биологического возраста. Комплексное антропологическое и физиологическое исследование могло бы дать однозначный ответ на такой вопрос, но широкое проведение подобных исследований практически невозможно, а между тем знание степени биологической зрелости организма необходимо для многих практических целей. Поэтому выработаны простые морфологические критерии, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка.
Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологического возраста - по пропорциям тела - соотношению длины ко нечностей и туловища. При этом следует подчеркнуть, что отдельно длина или масса тела, а также размер любой части тела не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста. Превышение уровня физического развития над среднепопуляционными значениями, также как и его отставание, само по себе еще не говорит о степени морфофункциональной зрелости организма. Так, например, высокий рост ребенка может означать не только то, что он быстрее других развивается (это как раз нам и предстоит выяснить), но также и то, что он станет высоким взрослым и уже сейчас обгоняет своих сверстников. Различить эти альтернативы по одному измерению невозможно. Другое дело - пропорции тела, учитывающие соотношение степени развития отдельных его частей: головы, туловища, конечностей. Но такая оценка может давать только очень грубый, приближенный результат, так как здесь вмешивается фактор биологического разнообразия, т.е. конституциональной принадлежности индивида. У потенциальных долихоморфов уже в детском возрасте ноги могут быть относительно длиннее, чем у их сверстников-брахиморфов, хотя скорость морфофункционального развития брахиморфов по многим показателям часто оказывается выше. Поэтому, судя по пропорциям тела, можно с уверенностью отнести ребенка только к той или иной возрастной группе, причем достаточно широкой.
Костный возраст. Гораздо более точный результат дает исследование костного (скелетного) возраста. Оссификация каждой кости начинается с первичного центра и проходит через ряд последовательных стадий увеличения и формирования области окостенения. Кроме того, в ряде случаев появляется один или несколько дополнительных центров окостенения в эпифизах. Наконец, эпифизы срастаются с телом кости, и созревание на этом завершается. Все эти этапы легко можно увидеть на рентгенограмме. По числу имеющихся центров окостенения и степени их развития можно достаточно точно судить о костном возрасте. На практике наиболее часто для этих целей используют кисть и запястье (обычно левой руки). Это связано как с особенностями строения этого звена тела (множество костей и эпифизов), так и с технологическим удобством, сравнительной дешевизной и безопасностью процедуры. Сравнение полученной рентгенограммы со стандартами и балльная оценка степени развития многих костей позволяют количественно (в годах и месяцах) выразить полученный результат. Недостаток этого метода заключается в том, что он довольно трудоемок и требует проведения дорогостоящего и небезопасного для здоровья рентгенологического исследования.
Зубной возраст. Если подсчитать число прорезавшихся (или сменившихся) зубов и сопоставить эту величину со стандартами, можно оценить так называемый зубной возраст. Однако возрастные периоды, когда такое определение возможно, ограничены: молочные зубы появляются в интервале от 6 месяцев до 2 лет, а смена их на постоянные происходит с 6 до 13 лет. В период от 2 до 6 лет и после 13 лет определение зубного возраста теряет смысл. Правда, возможно производить оценку степени окостенения зубов на основании рентгенограмм, как и в случае костного возраста, однако такой метод по понятным причинам не получил практического распространения.
Внешние половые признаки. В период полового созревания биологический возраст можно оценивать по внешним половым признакам. Есть разные - количественные и качественные - методики учета этих признаков, но все они оперируют одним и тем же набором показателей: у юношей это размер мошонки, яичек и полового члена, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на груди и на животе, появление поллюций, набухание сосков; у девушек это форма и размер грудных желез и сосков, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, время первого появления и установления регулярных менструаций.
Последовательность появления и динамика степени выраженности перечисленных признаков хорошо известны, что дает основания для достаточно точной датировки биологического возраста в период от 11 - 12 до 15-17 лет.
Компоненты массы тела. При описании физического развития антропологи часто используют понятие «компоненты массы тела». При этом имеются в виду три важнейшие составляющие тела человека: кости, мышцы и жировая ткань. Ясно, что эти компоненты не исчерпывают всего разнообразия тканей организма, но данная концепция исходит из того, что остальные ткани имеют меньше количественных межиндивидуальных различий. Кроме того, каждый из этих компонентов является результатом развития одного из трех эмбриональных зародышевых
листков, давших начало всем тканям организма: костный компонент имеет эктодермальное происхождение, мышечный - мезодермальное, жировой - эндодермальное. Таким способом как бы устанавливается онтологическая связь между зиготой, из которой образуются три зародышевых листка, и компонентами тела зрелого организма.
Известно, что ткани организма обладают неодинаковой метаболической активностью. Наиболее интенсивно и постоянно обменные процессы протекают в органах, состоящих из паренхиматозных тканей - таких, как печень, почки, эпителий желудочно-кишечного тракта и т.п. Метаболическая активность мышечной ткани очень сильно зависит от ее состояния: в условиях покоя мышца метаболически малоактивна, тогда как при нагрузке интенсивность метаболизма, например, в скелетной мышце может возрастать в 50-100 раз. Еще менее метаболически активна костная ткань, составляющая наряду с мышцами основу опорно-двигательного аппарата. И наконец, наиболее метаболически инертная ткань - жировая, скорость обменных процессов в которой может снижаться практически до нуля. В связи с этим иногда жировую ткань рассматривают как некий балласт в составе тела, исключительно негативно влияющий на организм, создающий дополнительную нагрузку на мышцы и системы вегетативного обеспечения мышечной деятельности (прежде всего, сердца и | сосудов, а также, дыхания, выделения и др.) при любом двигательном акте. Поэтому во многих случаях в оздоровительных целях стараются контролировать количество жира в организме.
Наиболее точные способы измерения количества жира связаны с применением ультразвуковых диагностических приборов и компьютерной томографии. Сегодня на практике чаще всего используют измерение кожно-жировых складок с помощью специального прибора калипера, напоминающего по конструкции штангенциркуль. Для практических целей обычно измеряют от 3 до 10 кожно-жировых складок и по формулам или номограммам, разработанным с учетом возрастных и половых особенностей, определяют количество жира в теле, или «жировую массу организма». Разница между массой всего тела и жировой массой составляет «обезжиренную массу». Эта величина очень тесно коррелирует с интенсивностью обменных процессов в организме, причем независимо от телосложения индивидуума. Это и понятно, так как «обезжиренная масса» представляет собой сумму масс всех метаболически активных тканей тела.
Разумеется, контроль количества жировой ткани в организме необходим, причем с самого раннего детского возраста. Переедание, несбалансированное (преимущественно углеводное) питание и другие причины экзогенного характера могут приводить к ожирению, вредному для здоровья. Однако нельзя вовсе отрицать необходимость наличия жира в организме. Не говоря уже о том, что жировая ткань - депо наиболее калорийных питательных веществ (окисление 1 г жира дает почти вдвое больше энергии, необходимой для жизнедеятельности любой клетки тела, чем окисление 1 г углеводов), она выполняет также функцию запасания многих биологически активных веществ, в частности стероидных гормонов. Эти вещества способны растворяться в жировых каплях, наполняющих жировые клетки, и при необходимости могут поступать в кровь и становиться доступными для других тканей организма. Чрезмерное снижение количества жира в организме приводит к нарушениям гормональной сферы. В частности, для нормального полового развития и поддержания половой функции в организме должно быть определенное количество жира (около 10-15%), причем в женском организме примерно в 2 раза больше, чем в мужском. Недостаток жира (истощение) неминуемо приводит к дисфункции половых желез, расстройству менструального цикла у женщин и импотенции у мужчин.
Имеются данные о том, что количество жировых клеток в организме человека предопределено генетически, а избыточное или недостаточное жироотложение определяется не увеличением или уменьшением числа этих клеток, которое остается неизменным от рождения до старости, а степенью их наполненности запасенным жиром.
Соотношение количества костного, мышечного и жирового компонентов определяет телосложение человека.
Телосложение и конституция. Телосложение - одно из наиболее фундаментальных понятий антропологии, исследованию которого посвящены сотни работ начиная с середины XIX в. На особенности телосложения и связанные с ними особенности нервно-психических процессов и заболеваемости обращали внимание еще древние и средневековые врачи. Все это привело к появлению учения о конституции человека. Под конституцией человека обычно понимают комплекс анатомических, физиологических и психологических особенностей индивида, закрепленных генетически и определяющих формы и способы его адаптации к самым разным внешнесредовым воздействиям, а также заболеваемость и характер протекания болезней (что тоже, разумеется, отражает адаптивные свойства). Как древние, так и самые современные авторы понимают конституцию комплексно, как некий синтез разных сторон индивидуальности человека. Биологическая сущность человека характеризуется тремя главными составляющими: строением тела, физиологией жизненных функций и метаболизма и психологическими особенностями личности. Они взаимосвязаны и в комплексе составляют конституцию человека - наиболее фундаментальную характеристику целостного организма (табл.1).
Таблица 1
Морфофункциональные свойства, характерные для людей